Как приучить ребёнка к труду: рабочие советы
«Пусть отдыхает, наработается ещё», «Детский труд — это негуманно», «Сами всё сделаем». Часто родители оберегают своих детей от любой работы по дому, а впоследствии удивляются: отчего те не хотят помогать, став старше? Почему важно приучать ребёнка к труду, с какого возраста начать и как правильно это делать, «Рамблеру» рассказали эксперты.
Трудиться или не трудиться?
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах ребёнка. Статья 32 этого документа гарантирует детям государств — участников Конвенции (в том числе детям России) защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, опасных для здоровья, или тех, которые могут препятствовать обучению маленьких граждан.
Согласно Конвенции, страны, признавшие её, должны принимать меры, в частности в сфере законодательства и образования, направленные на то, чтобы оградить детей от экономической эксплуатации.
- Установить минимальный возраст для приёма на работу. В России это 14 лет.
- Определить продолжительность рабочего дня и условия труда. В России дети 14–15 лет могут работать во время учебного года не больше 12 часов в неделю и не свыше 2,5 часа в день. В каникулы — до 5 часов в день и до 24 часов в неделю.
- Если работодатель нарушает установленные правила, то для него должны быть предусмотрены санкции.
Такие меры ввели не просто так: в некоторых странах дети вынуждены работать в тяжёлых условиях, чтобы помогать своим родителям.
Однако в более благополучных государствах многие семьи, напротив, стараются оградить ребёнка от любой нагрузки, кроме учебной. Как считает детский и подростковый психолог «Психологического центра на Волхонке» Юлия Якубовская, это в корне неверно.
«Приучать детей к труду необходимо. Это важная часть родительского воспитания и инвестиция в личность ребёнка, которая сформирует навыки, полезные для него в будущем. Нет сомнений, что ребёнок, умеющий справляться с бытовыми задачами, чувствует себя более уверенным и самостоятельным».
Юлия Якубовскаядетский и подростковый психолог «Психологического центра на Волхонке»
Как приучать ребёнка к работе в зависимости от его возраста
Уже в 2,5 года малыши способны выполнять простые поручения.
«В этом возрасте дети с энтузиазмом включаются в игровой формат помощи взрослым, поэтому уже можно привлекать ребёнка к выполнению простых и понятных задач», — говорит Юлия Якубовская.
Эксперт советует начинать с простых вещей:
- В 2,5–3 года привлекайте ребёнка к уборке игрушек, своей комнаты, приучайте аккуратно (в меру возможности) складывать одежду.
- К 6–7 годам дети уже могут участвовать в более организованной деятельности. Ребёнка можно научить заправлять свою кровать, пылесосить, убирать посуду со стола, помогать маме на кухне в приготовлении пищи и т. д.
- Дети постарше уже могут ходить в магазин, помогать папе с ремонтом и т. д.
«Важно, чтобы ребёнок видел: он помогает не потому, что должен, а потому, что это часть общей жизни семьи. Тогда труд будет восприниматься как естественная часть жизни, а не как обременительная обязанность», — подчёркивает психолог.
Когда ребёнок подрастёт, стоит дать ему возможность вместе с друзьями, например, устроиться на каникулах на подработку. По мнению эксперта по финансовой грамотности Марии Иваткиной, это будет полезно вдвойне.
«Работа поможет подростку осознать связь между трудом и доходом, ощутить ценность денег. Заработанные средства — его личный капитал, которым он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Хорошо, если он не спустит его на сладости, а разумно потратит или инвестирует для получения большего дохода в будущем (например, вложится в покупку компьютера). Также работа даёт первое представление ребёнку о том, чем бы он хотел заниматься в жизни».
Мария Иваткинаэксперт дирекции финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России
Родители в этой ситуации могут дать полезный совет или помочь в поиске работы. К примеру, если подросток хочет стать журналистом, можно порекомендовать ему поработать копирайтером либо выбрать другое, более интересное для него направление.
Должна ли школа ввести трудовое воспитание?
Все, кто учился в советской школе, помнят, что в классах всегда были дежурства. Ответственные ученики в этот день вытирали доски после каждого урока. В кабинете своего класса они поливали цветы и мыли полы.
Сегодня такой практики нет почти нигде. Дежурные помогают раздавать и собирать тетради, поднимать стулья, чтобы уборщице было удобнее навести порядок.
В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года) написано: «Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие учащихся». И действовать эти правила будут до 1 января 2027 года.
«У нас детей не привлекают даже к уборке территории школы, даже во время субботников. Для этого надо получать согласие родителей, учеников, а это долго, и далеко не все соглашаются», — делится мама столичного семиклассника Лилия Пушкова.
И зря. По мнению Юлии Якубовской, родители в этом случае должны быть на стороне педагогов:
«Уход за территорией школы — это не только способ навести порядок. Это важный воспитательный инструмент, развивающий у ребёнка чувство принадлежности, ответственности за общее пространство, понимание, что комфорт создаётся совместным трудом. Главное — объяснять детям смысл этих действий: не "потому, что надо", а "потому, что мы заботимся о школе"».
Главное
Приучение к труду — это долгосрочный воспитательный процесс. Он требует терпения, последовательности и уважительного отношения к ребёнку. Но именно труд учит быть частью команды, заботиться о себе и окружающих, принимать ответственность за себя и своих близких людей.
Летние каникулы: 10 популярных городских лагерей в Москве в 2025 году