Как научить ребёнка писать: пошаговая инструкция
Сколько бы ни говорили о том, что сейчас любые тексты печатают на клавиатуре, всё равно без навыка письма детям не обойтись. Как научить ребёнка писать и сделать этот весьма трудоёмкий процесс приятным и увлекательным, «Рамблеру» рассказали нейропсихолог-дефектолог Наталья Корнева и логопед, педагог-дефектолог Анастасия Гагарина.
Развивать навыки письма очень важно, поскольку это занятие стимулирует формирование определённых связей между разными зонами мозга. Этого не происходит при наборе компьютерного текста. Так что обучение письму, выработка у ребёнка красивого почерка нужны в первую очередь для его умственного развития.
В каком возрасте начинать обучение письму
Чтобы понять, готов ли ребёнок учиться писать, нужно знать, в достаточной ли мере у него сформированы:
- визуальное восприятие,
- внимание,
- речь,
- способность к запоминанию.
«Начинают обучение письму обычно в 5–7 лет, однако надо обращать внимание на индивидуальную готовность ребёнка. Раннее обучение (до 5 лет) может навредить, так как при письме задействовано огромное количество структур головного мозга. Если у дошкольника есть сложности с крупномоторной деятельностью, проработайте сначала именно эту сферу, а после уже развивайте мелкую моторику. Также важно, чтобы у ребёнка была сформирована не только моторика, но и пространственные представления, координация движений».
Наталья Корневанейропсихолог-дефектолог, Центр нейропсихологии и абилитации «Нейродиалог»
Однако, если малыш начал проявлять интерес письму в более раннем возрасте, поддержите его. Научите рисовать буквы, но только печатные. Учиться писать прописью дошкольнику не стоит, иначе в первом классе придётся переучиваться.
С самыми маленькими можно сочетать рисунки с печатными буквами, например сделать из буквы «п» столик, из буквы «с» — месяц. Когда возникает визуальный образ буквы, ребёнок лучше запоминает её, а процесс учёбы становится более увлекательным.
Наталья Корнева: «Не менее важный компонент, про который, к сожалению, часто забывают, — фонематический слух, то есть умение различать звуковой состав слова. Очень сложно понять букву, если есть трудности со звукопроизношением и путаются парные звуки («г» — «к», «б» — «п» и др.). Фонематический слух ребёнок развивает сам, просто слушая речь взрослых, и, если этот слух ещё недостаточно сформирован, с обучением письму лучше повременить».
Как поэтапно учить ребёнка писать: три основных шага
1-й шаг: подготовительный (4–5 лет)
Прежде чем приступить к написанию букв, ребёнку необходимо выучить алфавит, отмечает Анастасия Гагарина. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает, и процесс освоения навыка письма усложнится.
«Для изучения алфавита хорошо помогают пособия, которые отождествляют предмет с буквой, на которую он начинается ("а" — автобус, "б" — барабан). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения».
Анастасия Гагариналогопед, учитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 2094»
Прежде всего нужна подготовка руки к письму. Уделите 15–20 минут в день на то, чтобы развивать у ребёнка мелкую моторику рук.
Для этого подойдут следующие занятия:
- лепка из пластилина, рисование, обводка фигур, штриховки;
- пальчиковые игры, собирание конструкторов;
- застёгивание пуговиц и кнопок, шнуровка ботинок;
- сборка пазлов, проход дорожек-лабиринтов, нанизывание бус;
- вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
- выкладывание букв из горошин, бусин, семечек и пр.
Также важно сформировать у ребёнка пространственные представления: понимание «право-лево», «верх-низ» на листе.
Конечно, выполнять задания нужно в игровой форме и лишь до тех пор, пока ребёнок занимается с удовольствием. Если вы видите, что он устал или ему надоело, сразу прекращайте занятия.
2-й шаг: базовый (5–6 лет)
На этом этапе ребёнок осваивает написание элементов букв: палочки, крючки, овалы (но не сами буквы!). Ему понадобятся прописи с крупными символами (чтобы рука запоминала движение), а также будут полезны игры с буквами, такие как рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т. д.).
Анастасия Гагарина: «Очень важно соблюдать принцип "от простого — к сложному". Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Нарисуйте сами элемент или букву и попросите ребёнка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их».
Освоение навыков письма значительно облегчает прописи. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). Выбирайте прописи согласно возрасту.
Развить навык ориентации на листе бумаги помогут несложные упражнения:
- нарисовать точку вверху или внизу листа, в правом верхнем или левом нижнем углу;
- нарисовать большой и маленький квадрат, объяснить, где какой;
- найти отличия между двумя картинками;
- обвести заданное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести ещё серию клеточек;
- заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
- скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.
3-й шаг: этап осознанного письма (6–7 лет)
Теперь займитесь написанием букв и простых слов (с опорой на проговаривание: «палочка вниз, закругли вправо»).
Наталья Корнева: «Старайтесь, чтобы постепенно размер букв уменьшался (от крупных к стандартным). И не забывайте: чтобы не отбить желание, должно быть не более 5–10 минут непрерывного письма!»
Какие письменные принадлежности понадобятся на каждом этапе:
- на первом: альбом, кисти, краски, ножницы, пластилин;
- на втором: листы в клетку или линейку, карандаши, фломастеры;
- на третьем: прописи, простой карандаш, ручка.
Полезные советы для всех этапов обучения
- В самом начале используйте нелинованные листы бумаги, дайте ребёнку карандаши и вместе с ним рисуйте буквы. Расскажите, из каких частей состоит буква: палочки, полукруги, перекладины. Сначала их можно рисовать отдельно, потом попробовать соединить.
- Начинать писать лучше карандашом — так ребёнок не будет бояться ошибиться.
- Чтобы помочь ребёнку понять, что такое строчки, нарисуйте несколько линий и напишите букву на одной из них. А потом попросите его нарисовать что-нибудь над строкой, под строкой, одной строкой ниже, двумя строками выше и пр.
- Не спешите: если ребёнок не готов, лучше вернуться к подготовительным упражнениям.
- Делайте акцент на процессе, а не результате — это снизит тревожность.
Игры, помогающие детям освоить письмо
1. Лишнее слово. Называете три раза одинаковое слово, а один раз оно будет незначительно отличаться. Ребёнок должен остановить вас на слове, выпадающем из общего ряда. Например:
- ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА
- КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
- КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА
- ЛУК, ЛУК, ПЛУГ, ЛУК
- КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА
- КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ
2. Добавь нужное слово. Прочтите ребёнку четверостишие, где по смыслу надо подобрать слово. Например:
«Вот водитель спозаранку крутит круглую…(баранку)».
«В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей)».
3. Упражнения для формирования чёткости линий. Они помогут ребёнку научиться проводить прямые и волнистые линии, рисовать, штриховать. Благодаря таким упражнениям ребёнок сможет соблюдать размер и наклон букв, а также их расположение на строке.
К таким упражнениям относятся занятия с прозрачными страницами, «обводилки» и лабиринты. Перенесение изображения через прозрачную страничку развивает навыки для формирования красивого почерка, «обводилки» способствуют развитию графомоторных навыков, а лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.
Главное
Обучение письму должно быть постепенным, оно должно учитывать зрелость мозга и степень развития мелкой моторики. Лучше начать попозже, но правильно, чем сформировать неверный навык. Старайтесь, чтобы занятия по освоению письма доставляли ребёнку удовольствие и приносили удовлетворение от достигнутого результата.