Сколько бы ни говорили о том, что сейчас любые тексты печатают на клавиатуре, всё равно без навыка письма детям не обойтись. Как научить ребёнка писать и сделать этот весьма трудоёмкий процесс приятным и увлекательным, «Рамблеру» рассказали нейропсихолог-дефектолог Наталья Корнева и логопед, педагог-дефектолог Анастасия Гагарина.

Как научить ребёнка писать: пошаговая инструкция
© Freepik, Рамблер

Развивать навыки письма очень важно, поскольку это занятие стимулирует формирование определённых связей между разными зонами мозга. Этого не происходит при наборе компьютерного текста. Так что обучение письму, выработка у ребёнка красивого почерка нужны в первую очередь для его умственного развития.

В каком возрасте начинать обучение письму

Чтобы понять, готов ли ребёнок учиться писать, нужно знать, в достаточной ли мере у него сформированы:

  • визуальное восприятие,
  • внимание,
  • речь,
  • способность к запоминанию.

«Начинают обучение письму обычно в 5–7 лет, однако надо обращать внимание на индивидуальную готовность ребёнка. Раннее обучение (до 5 лет) может навредить, так как при письме задействовано огромное количество структур головного мозга. Если у дошкольника есть сложности с крупномоторной деятельностью, проработайте сначала именно эту сферу, а после уже развивайте мелкую моторику. Также важно, чтобы у ребёнка была сформирована не только моторика, но и пространственные представления, координация движений».

Наталья Корнева
Наталья Корневанейропсихолог-дефектолог, Центр нейропсихологии и абилитации «Нейродиалог»

Однако, если малыш начал проявлять интерес письму в более раннем возрасте, поддержите его. Научите рисовать буквы, но только печатные. Учиться писать прописью дошкольнику не стоит, иначе в первом классе придётся переучиваться.

С самыми маленькими можно сочетать рисунки с печатными буквами, например сделать из буквы «п» столик, из буквы «с» — месяц. Когда возникает визуальный образ буквы, ребёнок лучше запоминает её, а процесс учёбы становится более увлекательным.

Наталья Корнева: «Не менее важный компонент, про который, к сожалению, часто забывают, — фонематический слух, то есть умение различать звуковой состав слова. Очень сложно понять букву, если есть трудности со звукопроизношением и путаются парные звуки («г» — «к», «б» — «п» и др.). Фонематический слух ребёнок развивает сам, просто слушая речь взрослых, и, если этот слух ещё недостаточно сформирован, с обучением письму лучше повременить».

Как поэтапно учить ребёнка писать: три основных шага

1-й шаг: подготовительный (4–5 лет)

Прежде чем приступить к написанию букв, ребёнку необходимо выучить алфавит, отмечает Анастасия Гагарина. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает, и процесс освоения навыка письма усложнится.

«Для изучения алфавита хорошо помогают пособия, которые отождествляют предмет с буквой, на которую он начинается ("а" — автобус, "б" — барабан). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения».

Анастасия Гагарина
Анастасия Гагариналогопед, учитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 2094»

Прежде всего нужна подготовка руки к письму. Уделите 15–20 минут в день на то, чтобы развивать у ребёнка мелкую моторику рук.

Для этого подойдут следующие занятия:

  • лепка из пластилина, рисование, обводка фигур, штриховки;
  • пальчиковые игры, собирание конструкторов;
  • застёгивание пуговиц и кнопок, шнуровка ботинок;
  • сборка пазлов, проход дорожек-лабиринтов, нанизывание бус;
  • вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
  • выкладывание букв из горошин, бусин, семечек и пр.

Также важно сформировать у ребёнка пространственные представления: понимание «право-лево», «верх-низ» на листе.

Конечно, выполнять задания нужно в игровой форме и лишь до тех пор, пока ребёнок занимается с удовольствием. Если вы видите, что он устал или ему надоело, сразу прекращайте занятия.

2-й шаг: базовый (5–6 лет)

На этом этапе ребёнок осваивает написание элементов букв: палочки, крючки, овалы (но не сами буквы!). Ему понадобятся прописи с крупными символами (чтобы рука запоминала движение), а также будут полезны игры с буквами, такие как рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т. д.).

Анастасия Гагарина: «Очень важно соблюдать принцип "от простого — к сложному". Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Нарисуйте сами элемент или букву и попросите ребёнка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их».

Освоение навыков письма значительно облегчает прописи. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). Выбирайте прописи согласно возрасту.

Развить навык ориентации на листе бумаги помогут несложные упражнения:

  • нарисовать точку вверху или внизу листа, в правом верхнем или левом нижнем углу;
  • нарисовать большой и маленький квадрат, объяснить, где какой;
  • найти отличия между двумя картинками;
  • обвести заданное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести ещё серию клеточек;
  • заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
  • скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.

3-й шаг: этап осознанного письма (6–7 лет)

Теперь займитесь написанием букв и простых слов (с опорой на проговаривание: «палочка вниз, закругли вправо»).

Наталья Корнева: «Старайтесь, чтобы постепенно размер букв уменьшался (от крупных к стандартным). И не забывайте: чтобы не отбить желание, должно быть не более 5–10 минут непрерывного письма!»

Какие письменные принадлежности понадобятся на каждом этапе:

  • на первом: альбом, кисти, краски, ножницы, пластилин;
  • на втором: листы в клетку или линейку, карандаши, фломастеры;
  • на третьем: прописи, простой карандаш, ручка.

Полезные советы для всех этапов обучения

  1. В самом начале используйте нелинованные листы бумаги, дайте ребёнку карандаши и вместе с ним рисуйте буквы. Расскажите, из каких частей состоит буква: палочки, полукруги, перекладины. Сначала их можно рисовать отдельно, потом попробовать соединить.
  2. Начинать писать лучше карандашом — так ребёнок не будет бояться ошибиться.
  3. Чтобы помочь ребёнку понять, что такое строчки, нарисуйте несколько линий и напишите букву на одной из них. А потом попросите его нарисовать что-нибудь над строкой, под строкой, одной строкой ниже, двумя строками выше и пр.
  4. Не спешите: если ребёнок не готов, лучше вернуться к подготовительным упражнениям.
  5. Делайте акцент на процессе, а не результате — это снизит тревожность.

Игры, помогающие детям освоить письмо

1. Лишнее слово. Называете три раза одинаковое слово, а один раз оно будет незначительно отличаться. Ребёнок должен остановить вас на слове, выпадающем из общего ряда. Например:

  • ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА
  • КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
  • КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА
  • ЛУК, ЛУК, ПЛУГ, ЛУК
  • КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА
  • КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ

2. Добавь нужное слово. Прочтите ребёнку четверостишие, где по смыслу надо подобрать слово. Например:

«Вот водитель спозаранку крутит круглую…(баранку)».

«В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)».

3. Упражнения для формирования чёткости линий. Они помогут ребёнку научиться проводить прямые и волнистые линии, рисовать, штриховать. Благодаря таким упражнениям ребёнок сможет соблюдать размер и наклон букв, а также их расположение на строке.

К таким упражнениям относятся занятия с прозрачными страницами, «обводилки» и лабиринты. Перенесение изображения через прозрачную страничку развивает навыки для формирования красивого почерка, «обводилки» способствуют развитию графомоторных навыков, а лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.

Главное

Обучение письму должно быть постепенным, оно должно учитывать зрелость мозга и степень развития мелкой моторики. Лучше начать попозже, но правильно, чем сформировать неверный навык. Старайтесь, чтобы занятия по освоению письма доставляли ребёнку удовольствие и приносили удовлетворение от достигнутого результата.

Не курица лапой: как выработать у ребёнка хороший почерк