Не разговаривайте с незнакомцами: правила личной безопасности для детей

Ежегодно в России пропадает порядка 40 000 детей, и около тысячи из них так и не удаётся найти. Вопросы детской безопасности очень важны. Родителям необходимо быть уверенными: ребёнок вовремя заметит угрозу и сумеет правильно себя повести. О том, как научить этому детей, «Рамблеру» рассказала Ольга Бочкова, педагог, клинический психолог, основатель и руководитель Академии безопасности.

Не разговаривайте с незнакомцами: правила личной безопасности для детей
© JackF/iStock.com, Рамблер

Встретить преступника дети могут где угодно: по дороге в школу, в магазине, на детской площадке. Для того чтобы избежать беды, нужно, чтобы ребёнок вёл себя в соответствии с техникой безопасности.

«Часто родители рассказывают детям про повсеместно подстерегающее их зло, и те растут с ощущением враждебности окружающего мира. Поэтому прежде всего подчеркну: не надо запугивать детей, читать страшные новости или показывать видео с нападениями. Жизнь должна быть наполнена не страхом и тревогой, а уверенностью и силой».

Ольга Бочкова
Ольга Бочковапедагог, клинический психолог, основатель и руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой

Грамотное обучение правилам безопасности не сделает ребёнка тревожным, потому что он научится видеть разницу между рискованными и безопасными ситуациями. В результате ребёнок будет, наоборот, спокоен, уверен в себе и сможет избежать реальной угрозы.

Как ведут себя дети, если их пытается увести незнакомец

Академия Ольги Бочковой провела эксперимент, призванный выявить типичные детские реакции.

Родителей просили на короткое время оставить ребят одних в парке или торговом центре, предварительно объяснив им: «Нельзя уходить с незнакомыми людьми».

Как только родители отходили, к ребёнку подходил взрослый, представлявшийся другом родителей, и предлагал «отвести его к маме или папе».

Три четверти (73%) детей ушли не задумываясь, просто подавая руку в ответ на жест взрослого, независимо от возраста: и в 12 лет, и в 4 года уходили без сомнений.

То есть просто слов «не ходи с незнакомыми» недостаточно, нужна отработанная реакция и понимание, как действовать в тех или иных случаях.

Главные ошибки родителей, обучающих детей безопасности

Многие считают так: «Мы с малолетства гуляли одни, и ничего, выжили». Однако общество стало более отчуждённым: никто не «лезет в чужие дела», а преступники этим пользуются. В ходе эксперимента с детской площадки уводили ребёнка при посторонних, и никто не вмешался!

Какие ещё ошибки совершают родители:

  1. Выбирают путь жёсткого контроля: «Я запрещу ребёнку одному выходить из дома, и тогда ему ничего не грозит». Пока ребёнок мал, такой подход сработает. Но наступит подростковый возраст — и тогда дети, не имеющие соответствующего опыта и знаний, столкнутся лицом к лицу с опасностью.
  2. Как правило, боятся именно нападения. Родители объясняют детям, что надо кричать и вырываться, если тебя хватают. Но в большинстве случаев детей не похищают, не крадут — они уходят добровольно, потому что преступника невозможно распознать только по внешности.
  3. Формируют у детей неправильные представления об опасных незнакомцах. Ребёнок очень конкретно воспринимает то, что видит. Поэтому человек, который выглядит добрым, красивым, приличным, кажется ему безобидным. Нужно объяснить, что такой человек тоже может быть опасен.
  4. Часто родители учат детей, что «взрослых важно слушать», «взрослый всегда прав». Этим они формируют неправильное представление о незнакомцах. Потому что слушать надо не всех взрослых, а тех, кто за тебя отвечает: родителей, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей, тренера и так далее.
Ольга Бочкова: «Если взрослые обращаются к ребёнку на улице за помощью, он должен знать, как реагировать, чтобы не подвергнуть себя опасности. Правильная реакция, если незнакомый взрослый просит ребёнка в чём-то помочь, должна быть такой: нужно отказаться, уйти и рассказать об этом родителю или другому близкому человеку. Нужно объяснить ребёнку, что это не его задача — помогать посторонним взрослым».

Правила личной безопасности для детей на улице

Шаг 1. Прежде всего объясните ребёнку, кто такие незнакомцы

Существуют разные категории знакомых:

  • Близкие люди — члены семьи, друзья, те, кого дети сами хорошо знают или чьи личности подтверждают родители.
  • Малознакомые — те, с кем ребёнок общается из вежливости или по необходимости (знакомые по двору, продавцы, родители одноклассников и т. д.).
  • Незнакомые — все остальные, включая пожилых людей, детей, женщин и тех, кто говорит о себе: «Я друг твоей мамы».
Ольга Бочкова: «Скажите ребёнку, что большинство незнакомых людей — хорошие люди. Но среди них есть и те, у кого недобрые намерения. И суть в том, что этих людей невозможно по внешности и по поведению отличить от хороших. Вот почему со всеми незнакомыми необходимо соблюдать определённые правила».

Сядьте вместе с ребёнком и обсудите его окружение:

  • Вспомните всех, с кем ребёнок имеет дело.
  • Разделите их на три вышеуказанные категории.
  • Объясните, что правила безопасности касаются всех малознакомых и незнакомых людей.
  • Потренируйте типовые сценарии: как вежливо, но твёрдо сказать «нет», что делать, если кто-то предлагает куда-то пойти.
Ольга Бочкова: «Это важно, потому что дети быстро знакомятся: им требуется всего-то обменяться именами, чтобы назвать человеком другом. Представьте, что они время от времени видятся, человек хвалит ребёнка, играет с ним, и тот легко может потерять бдительность».

Шаг 2. Объясните ребёнку, кто такой преступник

Расскажите, что преступники не всегда выглядят подозрительно и привлекают к себе внимание поведением или внешностью. В большинстве случаев это совершенно обыкновенные люди с заурядной внешностью.

Они могут быть и женщинами, выполняющими роль посредников. Такая женщина может спросить дорогу, предложить ребёнку попробовать себя в роли модели, посмотреть курочку во дворе — это реальные истории. Дети охотно идут с ними, не задумываясь о том, кто поджидает их у машин, в чужой квартире или чужом дворе.

Шаг 3. Приведите примеры опасных манипуляций

Растлители детей часто пользуются манипуляциями: подкупом, комплиментами, секретничаньем. Они умеют общаться с детьми, тонко чувствуют их психологию, хвалят, угощают сладостями, выделяют из толпы — всё это способы расположить ребёнка к себе за несколько встреч.

Ольга Бочкова: «Часто такой человек начинает говорить: "Никому не рассказывай о нашей дружбе, иначе мы не сможем видеться, хотя и не делаем ничего плохого". Поэтому обучайте ребёнка видеть все манипуляции — комплименты, угощение сладостями, — тренируйте его бдительность».

Шаг 4. Инструкция быстрого реагирования

Только на этом этапе мы переходим непосредственно к поведению с незнакомыми. Главное правило должно звучать как инструкция: если незнакомый человек тебя куда-то зовёт, угощает, просит о помощи или предлагает помощь, отвечай «нет!». Уходи, рассказывай об этом взрослым.

Детям важно усвоить следующее:

  • Необходимо соблюдать дистанцию: когда она есть, к тебе трудно подойти, до тебя трудно дотронуться и тем более схватить, а самому тебе проще развернуться и уйти.
  • Использование голоса. Ребёнок должен уметь вслух сказать «нет», желательно говорить это твёрдо, уверенно и громко, чтобы привлечь внимание окружающих.
Ольга Бочкова: «Важно понять, что одного разговора недостаточно. Нужно не только объяснить ребёнку, как себя вести, но и регулярно отрабатывать эти действия на практике. Дети могут бояться говорить твёрдо, им бывает неудобно резко отказаться, убежать, закричать. Поэтому только регулярные тренировки формируют практические навыки».

Главное

Знание правил личной безопасности защитит ваших детей. Эти правила позволят ребёнку чувствовать себя уверенно: он будет знать, что делать в непредвиденной ситуации, не подвергая себя риску. Важно не только рассказывать детям о том, как вести себя с незнакомцами, соблюдать дистанцию, говорить «нет» в ответ на подозрительные просьбы, но и регулярно отрабатывать эти действия на практике.

Рейтинг «Рамблера»: топ-10 книг по воспитанию детей