«Золушку» и «Морозко» назвали вредными сказками
Они формируют неправильные модели поведения и воспитывают у детей комплекс жертвы — думаете, о чём всё это? О сказках. Около 30% родителей считают традиционные сказки токсичными, а 92% полагают, что у известных персонажей есть психологические проблемы. Таковы результаты недавнего опроса книжного сервиса «Литрес». Действительно ли сказки могут негативно влиять на ребёнка, насколько они искажают картину мира и стоит ли вообще читать их детям, «Рамблер» выяснил с помощью экспертов.
Что не так со сказками
Опрос подписчиков «Литрес» проводился в мае 2025 года. В нём приняли участие около 700 пользователей, которым было предложено ответить на несколько вопросов, в том числе:
- Какие классические сказки кажутся вам наиболее токсичными?
- Почему содержание классических сказок кажется вам вредным для детского чтения?
- Согласны ли вы с теорией, что герои детских классических сказок часто имеют психологические проблемы?
Под классическими сказками организаторы опроса подразумевали фольклорные и авторские произведения, созданные до 1900 года, то есть весь богатый пласт сказочных историй: от народных преданий до Шарля Перро и Андерсена.
В итоге выяснилось, что отношение к сказкам неоднозначное. Треть (33%) респондентов считают подобную литературу токсичной, то есть формирующей у детей неправильные модели поведения.
Главные аргументы опрошенных:
- такие сказки дают «ложное представление о каноне женского поведения» (77%);
- «воспитывают комплекс жертвы» (68%);
- «навязывают патриархальные ценности подчинения детей взрослым, женщин — мужчинам» (62%).
При этом 53% опрошенных всё же отмечают положительное влияние сказок, а треть респондентов регулярно читает их своим детям, полагая, что спорные моменты можно обсудить с ребёнком, а неоднозначные ситуации и поступки героев формируют у детей критическое мышление.
Топ-5 токсичных сказок, по мнению участников опроса:
- «Золушка» — 70% опрошенных,
- «Русалочка» — 51%,
- «Морозко» — 45%,
- «Дюймовочка» — 41%,
- «Красавица и Чудовище» — 40%.
В списке также значились «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Гадкий утёнок», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Кот в сапогах», «Крошечка-Хаврошечка», «Принцесса на горошине», «Сказка о золотой рыбке» и ещё множество произведений, на которых выросло не одно поколение детей.
Кадр из фильма «Морозко» (1964)
Что не так с читателями
Когда формировался «золотой фонд» сказок, люди ещё не знали таких понятий, как «абьюз» и «личные границы», не копались в детских травмах и не разбирали на психотерапии отношения с отцом. Да что говорить, ещё 30 лет назад никому бы и в голову не пришло «препарировать» сказочные сюжеты и поступки героев с точки зрения сегодняшних реалий и психологии. Но времена изменились.
«Неудивительно, что современным родителям многие сказки нашего детства кажутся неоднозначными и даже токсичными. Дело не в том, что эти истории плохи, а в изменившемся культурно-социальном контексте и положении женщин в обществе, подходе к воспитанию и восприятии мира в целом», — прокомментировала опрос редактор художественной литературы группы компаний «Литрес» Анна Данилина.
Трактовать сказки буквально — значит не понимать их глубинной сути, символического смысла. Сказки — это не просто тексты с моралью, они показывают путь души, говорят о наших страхах, надеждах, трансформациях, утверждает психолог Мария Ухтомская.
Архетипы, как писал Карл Густав Юнг, — это универсальные символы и роли, живущие в коллективном бессознательном. Однако новое поколение читателей «забыло» этот символический язык.
«То, что может казаться "токсичным" с современной точки зрения, в сказке часто является символом внутреннего кризиса, этапа инициации или конфликта между различными аспектами личности. Мы ошибаемся, если оцениваем символический язык буквально. Истинный вред может возникнуть не от сказки, а от её плоской интерпретации».
Мария Ухтомская психолог, EMDR- и КПТ-терапевт
Что не так со сказочными героями
Золушка терпеливо сносит издевательства мачехи и сестёр, как и Настенька из «Морозко». Русалочка гибнет от безответной призрачной любви, Белоснежка слишком пассивна, Красная Шапочка доверчива. Герда, жертвуя собой, пытается спасти холодного Кая, который сам согласился отправиться в замок Снежной Королевы. С точки зрения современного человека, героини сказок действуют неадекватно, из позиции «жертвы».
Кадр из мультфильма «Снежная королева» (1957)
«Да, у наших предков были иные взгляды на роль женщины, но при этом сказки всё равно передают устойчивые жизненные ценности: любовь, заботу, преодоление трудностей, силу духа. Золушка или Русалочка могут быть не только спорными образами, но и источником положительных ценностей, например заботы, хозяйственности, стремления к любви. А ролевые модели дети берут не из книг или мультфильмов, а из своей семьи, наблюдая за взрослыми каждый день», — поясняет Мария Ухтомская.
По мнению президента Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями, мамы восьмерых детей Марины Кондратович, здесь речь не про токсичность и патриархальные устои, а про традиционные духовно-нравственные ценности, уважение, трудолюбие, терпение.
«Я не вижу ничего ужасного в том, что Золушка, Настенька или Русалочка жертвовали собой — кто-то ради спокойствия и счастья отца, кто-то из-за большой любви. Наоборот, я считаю, что своих детей мы должны воспитывать именно в такой парадигме: ты родился не для получения удовольствия, а чтобы чью-то жизнь сделать лучше».
Марина Кондратович президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями, член Общественной палаты Московской области
Как понять смысл сказки и действий персонажей
Интерпретировать сказочных героев с позиции психотравм — упрощённый и поверхностный подход, из-за которого теряется глубина и символическая суть этих историй, говорит Мария Ухтомская.
«Хотелось бы реабилитировать старинную сказку "Морозко". Она не про доброго Деда Мороза, а про древний образ — силу природы, стихию, которую уважали, боялись и стремились умилостивить. В народной традиции Мороз — это ещё и дух предка, хранитель границ между мирами. Поэтому "Морозко" — сказка об инициации, о переходе девушки во взрослую жизнь, о способности признать силу того, что больше и древнее тебя. Здесь важны не только добродетели, но и понимание, с кем ты имеешь дело. Та героиня, которая справляется с испытанием, оказывается готовой к взрослой жизни и браку и получает приданое как знак этой внутренней готовности», — отмечает эксперт.
Нужно понимать, что наши предки мыслили иначе: они ощущали мир как живое, наполненное духами пространство.
«Казалось бы, мышь — маленький, неприметный зверёк, который часто появляется в русских сказках, например в "Репке" или "Курочке Рябе". Но для древних славян она имела глубокий сакральный смысл. Мышь — носительница душ умерших предков, приходящая ночью доедать хлеб. Так наши предки напоминали себе: духам рода нужно отдавать дань — пищей, памятью, уважением. В ответ они оберегают живых. Поэтому крошечный зверёк способен сделать то, чего не в силах добиться могущественные герои, — вытянуть репку, разбить яйцо», — приводит пример Мария Ухтомская.
Какие сказки выбирать детям
Почему одни сказки нам нравятся, хочется их без конца перечитывать, а другие вызывают отторжение? Основная причина, по которой люди выбирают ту или иную сказку, — это идентификация с персонажами, говорит психолог, автор книги «Соавторы счастья» Виктория Кисс.
«Нам нравятся те сказки, где герои похожи на нас, а их действия соответствуют нашему внутреннему и внешнему поведению в тех или иных ситуациях. Оглянитесь, и вы увидите немало сказочных сюжетов в реальной жизни. Кто-то всю жизнь ждёт принца или ищет молодильные яблоки, кто-то сражается с драконами или пытается поймать за хвост жар-птицу. Кто-то выходит замуж за нелюбимого крота или сбегает из дворца с бродячими музыкантами, а кто-то строит летучий корабль и летит к своей мечте. На самом деле всё это всего лишь привычные человеку модели поведения, ведущие его к счастью или уводящие от него».
Виктория Кисспсихолог, автор книги «Соавторы счастья»
Как воспитать счастливого ребёнка: пять правил от психолога
Именно с точки зрения достижения счастья, по мнению специалиста, и нужно рассматривать «полезность» той или иной сказки.
«Стоит задуматься о том, какие модели поведения демонстрирует главный герой. Помогают ли они стать человеку счастливее в реальной жизни? Почему мне нравится (или не нравится) эта сказка? Вот какие вопросы важно задать себе, выбирая сказку для совместного чтения с ребёнком. А не "Какие психологические проблемы у героя этой сказки?"», — говорит Виктория Кисс.
Категорично делить сказки на «хорошие» и «плохие» не стоит, как и лишать ребёнка возможности знакомства с богатым литературным наследием великих писателей.
«Даже если вы, посоветовавшись с армией специалистов, подберёте условно идеальный список литературы, в детском саду воспитатель всё равно может прочитать "запрещёнку". Да и классическая литература, с которой ребёнку предстоит познакомиться в школе, тоже не способствует формированию интеллекта счастья. Состраданию — да. Однако, несмотря на то что, например, великий сказочник Г.Х. Андерсен страдал тяжелейшей формой невроза, не любил детей и писал сказки с несчастливым финалом, всё равно он остаётся величайшим сказочником. И несправедливо накладывать запрет на чтение его сказок, вошедших в золотой фонд детской литературы», — подчёркивает Виктория Кисс.
Кадр из мультфильма «Русалочка» (1989)
Почему сказки важны для детей
Результаты опроса как будто умаляют роль сказок для развития детей. Однако сказки остаются уникальной составляющей воспитания. К тому же дети не воспринимают их так же буквально, как взрослые.
«Напротив, взрослые из-за своей заботы и желания всё предусмотреть чаще фокусируются на пугающих или устаревших аспектах сюжетов», — отмечает Мария Ухтомская.
- Сказки создают особую коммуникацию между родителем и ребёнком.
«В Институте неврологии Принстонского университета провели эксперимент: участникам нужно было рассказывать друг другу истории, будучи подключёнными к специальным аппаратам, регистрирующим мозговую активность. Обработав результаты, учёные выяснили, что мозг слушателей производил точно такие же нервные импульсы, как и мозг говорящего. Они научно доказали, что мозг слушателя и мозг рассказчика в такие моменты синхронизируются, то есть в буквальном смысле происходит слияние сознаний. Проще говоря, родитель, рассказывая ребёнку историю или читая ему сказку, напрямую в мозг переносит важную информацию», — поясняет Виктория Кисс.
- Сказки развивают воображение и внутренний мир ребёнка.
«Очень полезно обсуждать прочитанное с ребёнком: задавать вопросы, предлагать пофантазировать, размышлять вслух. Не нужно превращать сказку в инструкцию по жизни. Лучше спросить: "Как ты думаешь, почему он так поступил?" и вместе искать ответ», — говорит Мария Ухтомская.
- Сказки задают нравственные ориентиры.
«Может быть, как раз сказки помогут нашим детям, когда те повзрослеют и у них начнутся кризисы 35–40 лет, разобраться, что на самом деле в их жизни главное, что второстепенное, а что вообще не надо было делать», — полагает Марина Кондратович.
Главное
Анализировать сказки с точки зрения современных реалий, «токсичности» и психологических травм героев — поверхностно. Классическая сказка — уникальный язык символов, который передаёт глубинную мудрость, образ мышления, архетипы и ценности, формировавшиеся на протяжении многих веков.
Конечно, родители вправе сами выбирать сказки для чтения своим детям. Но не стоит отказываться от сказок совсем, ведь это уникальный культурный и воспитательный багаж. Обсуждайте с детьми прочитанное, разбирайте ситуации и смысл поступков героев, вместе делайте выводы.