Гид для родителей: как выбрать безопасный мультик для ребёнка

Даже, казалось бы, безобидные мультики стоит показывать ребёнку по принципу «не навреди». С какого возраста малыш может начинать их смотреть и как отличить полезный мультфильм от вредного?

Врач объяснила, как современные мультфильмы портят детей
© Brothers91/iStock.com, Рамблер

С какого возраста можно показывать мультики

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до двух лет ребёнку лучше вообще не смотреть телевизор или любой другой гаджет. Исключением могут быть разве что разговоры по видеосвязи с близкими.

«До двух лет ребёнку важнее реальный опыт: тактильные ощущения, общение с родителями, изучение окружающего мира через игру. Мультфильмы же дают готовую картинку, подавляя естественное желание исследовать мир».

Нина Теминдарова
Нина Теминдарова врач-педиатр Красногорской больницы

Кроме того, продолжает педиатр, нервная система малышей ещё слишком незрелая. Яркие, быстрые сцены приводят к перевозбуждению. После такого просмотра ребёнок становится капризным, хуже засыпает и теряет концентрацию внимания.

«Мультфильмы нельзя использовать как "успокоительное". Лучше вовремя заметить признаки усталости малыша — зевоту, потирание глаз, капризы — и сразу прервать просмотр», — предупреждает Нина Теминдарова.

Ещё один минус: долгий просмотр телевизора провоцирует постоянное напряжение глазных мышц, что может со временем привести к серьёзным проблемам со зрением.

Для каждого возраста есть свои нормы просмотра мультфильмов:

  • 2–3 года: не более 10–15 минут в день. Лучше смотреть не подряд, а маленькими отрезками.
  • 3–5 лет: до 30 минут в день. Также делайте с ребёнком перерывы, во время которых можно обсуждать увиденное.
  • 6–7 лет: до 1 часа в день, при этом желательно разбивать это время на два подхода — по 30 минут каждый.

Содержание мультфильмов в зависимости от возраста ребёнка

Для ребёнка в раннем возрасте (2–3 года) подойдут мультфильмы, которые позволят познавать всё, что его окружает: предметы, природу, животных. Персонажи в них не должны быть пугающими или деформирующими восприятие окружающего мира.

«Когда собака похожа на крокодила или человек выглядит как монстр, это не способствует когнитивному развитию малыша. Пусть персонажи и предметы будут по-детски мультяшными, но выглядеть они должны всё-таки приближенно к реальности — узнаваемые домик, обезьяна, человек и так далее».

Симона Филимонова
Симона Филимоновапрактикующий педагог-психолог, ведущий детских и подростковых психолого-терапевтических групп, член Федерации психологов образования России

Говорить, размышлять герои мультика должны на возрастном уровне малыша. Для детей двух лет это элементарные диалоги и ситуации.

После просмотра мультфильма психолог рекомендует обязательно обсудить увиденное с ребёнком. Например, спросить: «Помнишь, какого цвета платьице у девочки?». Это развивает внимание, познавательную деятельность.

Для детей дошкольного возраста (3–7 лет) можно выбрать более сложные сюжеты. Ребёнок уже понимает, что такое положительные и отрицательные персонажи.

«У ребёнка должно быть понимание того, что в мире существует не только добро, но и зло, — поясняет эксперт. — Однако герои не должны быть страшными, слишком злыми, разговаривать резко или грубо. Иными словами, они должны выглядеть и поступать так, чтобы это соответствовало восприятию ребёнка дошкольного возраста».

Психолог советует после просмотра обсуждать с ребёнком поступки персонажей, их отношения и особенности характера. Причём не только хорошие, но и плохие. Можно спросить: «А как бы ты поступил на месте героя?».

Младший школьный возраст (7–11 лет) — период, когда мультфильмы должны не только показывать межличностные отношения, но и чему-то учить, развивать, побуждать к творчеству. После просмотра мультика ребёнка можно спросить, к чему стремятся герои, чего достигают.

В этом возрасте можно позволять детям смотреть мультфильмы про фантазийных существ и нереальные миры. Школьник уже готов воспринимать что-то нестандартное.

Обсуждая мультик, можно говорить с ребёнком о причинно-следственных связях и рассуждать о последствиях того или иного поступка героя, предлагая немного заглянуть в будущее.

Бывают ли полезные и вредные мультики?

Психолог Симона Филимонова отмечает, что пользу или вред мультика родители, как правило, оценивают исходя из собственных семейных ценностей. И это правильный подход. Если мультфильм соответствует ценностям папы и мамы, то для их ребёнка он полезен, и наоборот.

«Опасно оставлять ребёнка наедине с мультфильмом неизвестного родителю содержания. Взрослые, к сожалению, редко об этом задумываются. А между тем каждый мультик родителям нужно либо предварительно просмотреть самим на предмет его ценности, безопасности, соответствия возрасту и так далее, либо посмотреть его вместе с ребёнком и потом обсудить», — говорит эксперт.

Также есть мультфильмы, которые объективно могут навредить ребёнку:

  • агрессивные, транслирующие враждебность;
  • слишком страшные;
  • такие, где герои демонстрируют вредные привычки и асоциальное поведение.

Признаки полезного мультика:

  1. У героев грамотная речь (что особенно важно для малышей раннего и дошкольного возраста).
  2. Картинка — понятная, не слишком контрастная с точки зрения света и цвета.
  3. Использована музыка, развивающая эстетический вкус ребёнка.
  4. Сюжет — понятный, добрый, вызывающий эмпатию.
«Главное правило: мультфильмы — это не способ занять ребёнка надолго, а инструмент для короткой эмоциональной разрядки или обучения, — говорит Нина Теминдарова. — Мультфильмы должны быть спокойные, с обучающим или развивающим содержанием, на понятные ребёнку темы: дружба, семья, забота, честность».

Как правильно показывать ребёнку мультики

  1. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно составлять не менее двух метров. Для планшета или телефона это расстояние вытянутой руки.
  2. Экран должен быть чуть ниже уровня глаз.
  3. Освещение в комнате должно быть рассеянным, чтобы у ребёнка не напрягались глаза.
  4. После просмотра нужно обязательно сделать активную паузу. Это может быть подвижная игра, а ещё лучше — прогулка на улице.

Какой гаджет вреднее

Телевизор, планшет и телефон — каждое из этих устройств в силу своих особенностей опасно по-своему.

Наиболее безопасный вариант — телевизор, потому что в этом случае ребёнок смотрит на экран на большом расстоянии.

Планшет допустим, но с правильной дистанцией и небольшим временем просмотра.

А вот самый вредный вариант — это телефон: маленький экран, близкое расстояние, большое количество мелькающих деталей.

Как не допустить зависимости ребёнка от мультиков

  • Просмотр мультфильмов должен быть дозированным, а не по принципу «вручил малышу планшет и пошёл заниматься своими делами».
  • Заранее скажите ребёнку, что после просмотра мультфильма будет что-то интересное — например, вы вместе обсудите увиденное, пойдёте гулять или сыграете в игру.
  • Соблюдайте договорённости. Если сказали, что на просмотр выделяете 20 минут, то нужно выключить телевизор, когда это время пройдёт.
  • По возможности смотрите мультфильмы вместе.
«Совместная деятельность с ребёнком уже сама по себе может избавить от зависимости от мультфильмов. Я бы даже сказала, что это профилактика зависимостей от всего», — заключает Симона Филимонова.

Главное

Мультфильмы могут быть частью гармоничного развития ребёнка, если грамотно выстроить правила их просмотра. Учитывайте возраст и выбирайте полезные мультики, в которых нет агрессии и где герои не демонстрируют вредные привычки или асоциальное поведение. Желательно смотреть мультфильмы вместе с ребёнком и обсуждать увиденное. Но помните: реальная жизнь, общение и игра всегда должны оставаться на первом месте.

«Золушку» и «Морозко» назвали вредными сказками