Как выбирать аудиосказки для детей: советы родителям
Дети любят слушать аудиосказки. Сейчас, чтобы найти любимую книжку, даже не обязательно просить помощи у родителей — достаточно дать команду голосовому помощнику. Насколько полезен такой формат для развивающейся детской психики?
Группа учёных из Италии и Франции провела такой эксперимент: новорождённым, пока те спали, включали запись сказки про Златовласку. В этот момент у малышей наблюдалась нейронная динамика в мозге, связанная с восприятием речи и её обработкой. В результате был сделан вывод, что на мозг ребёнка уникальным образом влияет прослушивание человеческого голоса. Причём тот же эффект возможен ещё в утробе матери.
«Я бы вообще не ставила так вопрос: что лучше — читать вслух ребёнку или давать ему слушать аудиозаписи сказок? Полезно и то и другое. Главное — предоставлять малышу возможность разных вариантов знакомства с книгами и быть ему другом в их освоении».
Ирина Краевадетский писатель, кандидат филологических наук, исполнительный редактор журнала «Путеводная звезда. Школьное чтение»
По мнению автора образовательных программ и пособий для родителей и детей Татьяны Филипповой, взрослые порой недооценивают значение аудиосказок, однако у тех есть свои неоспоримые преимущества по сравнение с чтением вслух.
«Когда сказку своему ребёнку читает кто-то из родных, это не только про чтение, это про общение. К тому же книжку можно полистать, рассмотреть картинки. При аудировании никакого визуального сопровождения нет, то есть информацию приходится воспринимать без дополнительных "подсказок". Идёт тренировка слухового внимания (это не менее сложно, чем научиться читать), а также развивается фантазия».
Татьяна Филипповаведущий научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «ИРЗАР»
Совет: для того, чтобы ребёнок научился внимательно слушать, кроме аудиосказки в комнате не должно быть другого источника звука. Ребёнку при этом не обязательно сидеть или лежать, сконцентрировавшись на сказке. Он параллельно может играть или заниматься другими делами. Если он при этом не просит родителей выключить звук, значит, такой формат его устраивает.
Как выбрать подходящие аудиосказки для ребёнка
Начинать знакомство с аудиосказками лучше с самых простых литературных произведений. Желательно с тех, которые уже знакомы ребёнку.
Татьяна Филиппова: «Очень хорошо практиковать знакомство с аудиосказками на примере любимых мультфильмов или книжек про Колобка и Красную Шапочку. Ребёнок уже знает сюжет, видел героев сказки на экране или на картинке, а теперь он её слушает. Потом постепенно можно переходить к незнакомым аудиосказкам с более сложным содержанием».
Современные аудиосказки очень разнообразны. Можно выбрать их:
- по авторам,
- для разных возрастов,
- тематические (про машинки или куклы),
- для мальчиков или для девочек.
Многие аудиосказки — настоящие театрализованные постановки в озвучке профессиональных актёров со звуковыми эффектами и музыкой. Слушая их, дети учатся различать и дифференцировать звуки, что способствует развитию фонематического восприятия.
Ирина Краева: «Я не могу представить своё детство без уютной сказки "Ухти-Тухти", записанной на пластинку. Без передачи "Радионяня", которую вёл главный "радиоволшебник" СССР Николай Литвинов, он умел голосом точно и выразительно "нарисовать" любого сказочного персонажа. А сейчас, например, мой внук обожает слушать аудиосказку про умную собачку Соню. В таких аудиосказках есть магия настоящего искусства. А какая правильная и красивая звучит речь!»
Впрочем, слишком «живая» постановка может вызвать и обратный эффект, предупреждают эксперты.
Татьяна Филиппова: «В моей практике был случай: мальчик слушал сказку про Синдбада-морехода, которую сопровождала крайне напряжённая музыка. А в самой сказке упоминался одноглазый циклоп. Это произвело очень сильное впечатление на ребёнка, сказка буквально напугала его. Поэтому первое прослушивание любой сказки пусть лучше будет в присутствии родителей, чтобы они видели реакцию ребёнка».
Где слушать аудиосказки
В интернете доступно огромное количество сайтов и онлайн-платформ, в том числе и бесплатных, с широким выбором аудиокниг — от русских народных сказок до произведений современной литературы.
Самые популярные из них:
Есть сервисы, которые напрямую сотрудничают с авторами и регулярно пополняют свой каталог новыми произведениями. Для дальних поездок без интернета подойдут специальные мобильные приложения. Их библиотека может включать от 50 до 100 сказок.
Топ-5 среди них:
- «Сказки для детей без интернета»
- «Сказки и головоломки для детей»
- «Аудиосказки. Сказки на ночь»
- «КнигаКит: сказки для детей 2–5»
- «Аудиосказки. Сказки перед сном»
Для прослушивания аудиосказок подойдут смартфоны, планшеты, персональные компьютеры, радиоприёмники, в которые можно вставить флешку, MP3-плееры.
Как правильно слушать аудиосказки
При выборе сказки родителям стоит учитывать, в какое время ребёнок будет её слушать.
- Перед сном лучше всего подойдут спокойные, негромкие сказки.
- Днём, когда ребёнок занят игрой, или во время поездки можно включить сказку с захватывающим сюжетом и шумными звуковыми эффектами.
Совет: если есть возможность, после того как ребёнок прослушал сказку, обсудите с ним сюжет: «О чём сказка?», «Какие сказочные персонажи тебе понравились больше всего? Почему?».
В аудиоформате могут быть не только сказки
По мнению Татьяны Филипповой, нет ничего плохого, если ребёнок впоследствии будет знакомиться с литературными произведениями по аудиокнигам. В пример она приводит произведения Диккенса, в которых одно предложение может занимать 10–12 строчек.
Татьяна Филиппова: «Ребёнку прочитать такое длинное предложение и понять законченную мысль довольно сложно. Но, если он научился слушать аудиокниги в дошкольном возрасте, в школе ему будет легче воспринять тот же текст на слух».
Ирина Краева на другом примере доказывает пользу аудиокниг для детей:
«Один мой девятилетний знакомый напрочь отказывался читать художественные книги. К своему "солидному" возрасту он умудрился не открыть ни одной. И тогда родители как бы невзначай, как бы только для фона стали включать ему аудиокниги. И "отъявленный нечитатель" вдруг увлёкся произведениями Владислава Крапивина, Льва Кассиля, Наринэ Абгарян… Но выяснилось, что не все произведения полюбившихся авторов имеют аудиоверсии. И парень потянулся в библиотеку. Сейчас от книжек его не оторвать».
Главное
Когда ребёнок слушает аудиокнигу, он сосредоточен на тренировке слухового внимания, что, безусловно, полезно. Начинать знакомить малыша с аудиокнигами стоит с простых сказок — «Колобок», «Красная Шапочка» и так далее. И только потом переходить к более сложным произведениям. А чтобы ребёнок не испугался новой сказки, первое знакомство с ней всегда должно происходить под присмотром взрослых. Перед сном лучше включать спокойные, негромкие сказки, днём же, когда ребёнок занят игрой, или во время поездки можно включить сказку с захватывающим сюжетом и шумными звуковыми эффектами. И обязательно обсудите услышанное, ведь чтение — это ещё и процесс общения.
Гид для родителей: как выбрать безопасный мультик для ребёнка