Ребёнок потерялся: к кому и как ему обратиться за помощью
Мы продолжаем цикл статей, связанных с безопасностью детей. Актуальность этой темы подтверждена статистикой: каждый год в России пропадает около 40 000 несовершеннолетних, и примерно тысячу из них найти уже не удаётся. Одним из главных способов защиты от злоумышленников служат подготовленность детей и их навыки безопасного поведения. Что следует делать ребёнку, который потерялся, рассказывает Ольга Бочкова, основатель и руководитель Академии безопасности, детский и подростковый психолог.
Как бы тщательно мы ни следили за детьми, всегда есть шанс, что ребёнок останется один в незнакомом месте: не вовремя выйдет из автобуса, оставив там маму, потеряет из виду родителей в большом торговом центре, заблудится в лесу, хотя вроде вот только что шёл рядом со взрослыми. Детей необходимо заранее научить тому, как быть в подобных ситуациях.
«Как только ребёнок понял, что потерялся, он должен сделать первый и самый важный шаг — немедленно остановиться. Действует фундаментальное правило: ребёнок стоит на месте, взрослый его ищет. Если он начнёт метаться, бежать куда-то в поисках родителей, его шансы быстро найтись значительно уменьшаются».
Ольга Бочковапедагог, клинический психолог, основатель и руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой
Подробный алгоритм, который нужно выучить с детьми:
- Стой на месте! Замри там, где оказался, когда понял, что родителей нет рядом. Не нужно бежать ни вперёд, ни назад.
- Осмотрись. Родители могут быть совсем близко, возможно, они просто на мгновение отвернулись или отошли на пару шагов.
- Громко позови. Если родителей не видно, крикни: «Мама!» или «Папа!», они могут услышать твой голос.
- Если никто не откликнулся, обращайся за помощью к другим людям.
Кого можно просить о помощи?
Полный запрет на общение с незнакомцами здесь не работает и даже опасен. Дети должны уметь определить, к кому из незнакомых взрослых можно обратиться.
Список «безопасных» незнакомцев:
- Полицейский.
- Охранник, сотрудник службы безопасности в торговом центре. Важно заранее показать ребёнку, как выглядят такие сотрудники, какая у них форма.
- Продавец, кассир в магазине.
- Женщина с ребёнком — это один из самых безопасных вариантов для обращения.
- Водитель автобуса, дежурный по станции в метро, сотрудник у турникетов.
- Сотрудники так называемых островков безопасности: некоторые компании, такие как Сбербанк и «Пятёрочка», объявили свои офисы местом, где любой потерявшийся может получить помощь.
Ребёнку следует подойти к выбранному взрослому и сообщить: «Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».
Что можно и чего нельзя делать при общении с незнакомцем
Дети должны чётко понимать, какую помощь от незнакомого человека принимать допустимо, а от какой надо категорически отказываться, даже если человек кажется добрым.
Что можно и нужно просить у «безопасного» взрослого:
- Позвонить родителям — это основная просьба.
- Говорить с родителями по телефону ребёнок должен сам, или хотя бы разговор должен идти по громкой связи.
Ольга Бочкова: «Это необходимо ради уверенности, что звонок действительно был сделан родителям и что помощник, который может оказаться злоумышленником, не обманывает ребёнка, говоря, что позвонил и сейчас отведёт к маме».
А вот чего категорически нельзя делать, так это уходить или уезжать куда-либо с незнакомым человеком. Даже если тот говорит, что знает, где родители, что отведёт домой, или предлагает переждать в машине, пока идёт дождь.
Объясните ребёнку: даже если незнакомый предлагает помощь, он всё равно остаётся незнакомым. А значит, с ним действует классическое правило: если незнакомец тебя куда-то зовёт, чем-то угощает, предлагает прокатиться, отказывайся твёрдо: «Я вас не знаю, я с вами не пойду!».
Если телефон не работает или его нет
Это главная проблема потерявшихся детей. При наличии работающего телефона они могут безо всяких помощников позвонить родителям. Однако мобильный телефон может разрядиться, или деньги на счету могут закончиться.
Ольга Бочкова: «Важно знать номера телефонов родителей наизусть. Начинайте заучивать эти номера с ребёнком примерно с 3–4 лет. Но даже если он запомнил их, записку с телефонами родителей положите ребёнку в карман одежды (а лучше — в несколько карманов). Там должны быть только номера, без указания имён родителей и домашнего адреса — это важно для безопасности. Ребёнок должен знать о существовании этой записки и её предназначении».
Для детей 3–5 лет можно рассмотреть вариант простого кнопочного телефона с одной кнопкой быстрого набора номера родителей или часов с GPS-трекером.
Несколько важных правил для родителей:
- Всегда проверяйте уровень заряда детского телефона и баланс на счету перед выходом из дома. Ваш собственный телефон также должен быть всегда заряжен и доступен.
- Если ребёнок пропал, покажите сотрудникам полиции или охранникам его свежее фото. Это гораздо эффективнее, чем сбивчиво описывать его внешность.
- Если у ребёнка есть рюкзачок, хорошо, чтобы там всегда были бутылочка воды и что-то перекусить.
- Одевайте ребёнка ярко: жёлтый, оранжевый, салатовый цвета видны издалека, запоминаются прохожим.
Как вежливо, но твёрдо отказаться от опасной «помощи»
Научите детей соблюдать дистанцию и отказывать твёрдо и уверенно.
- Покажите дистанцию в три шага до незнакомого человека. Если незнакомец пытается сократить это расстояние, нужно спокойно попросить его остановиться: «Пожалуйста, не подходите ближе». Если после этих слов незнакомец всё же приближается, следует отбежать в сторону других людей.
- Если незнакомец идёт следом, беги и громко кричи, чтобы привлечь внимание («Помогите! Этот дядя ко мне пристаёт, я его боюсь!»).
- Если посторонний взрослый угощает, зовёт куда-то, пытается прикоснуться, надо говорить: «Нет, спасибо».
- Не стоит бояться показаться невежливым. Безопасность важнее всего.
Также объясните ребёнку, что кто-то из взрослых может отказать в помощи. Иногда так бывает, потому что люди спешат или заняты, не до конца понимают серьёзность положения. Если не помог один взрослый, обязательно поможет другой.
Разбор особых ситуаций
Помимо общих правил, важно подготовить детей к действиям в специфических обстоятельствах.
Ребёнок потерялся в транспорте (автобус, метро)
- На случай, если ребёнок останется на остановке или платформе, а вы уедете, объясните ему главное правило: «Оставайся на том месте, где стоишь (на остановке, у входа в метро, у информационной стойки). Нельзя никуда уходить, даже если кто-то предлагает помочь. Я обязательно вернусь».
- Если ребёнок уехал в транспорте один, а вы остались снаружи, ему нужно выйти на следующей остановке. И точно так же оставаться на этой остановке и ждать. Не пытаться найти дорогу самостоятельно. Объясните, что вы вернётесь за ним.
- В автобусе можно обратиться за помощью к водителю, в метро — к дежурному по станции, сотруднику у турникетов или полицейскому. Нельзя выходить из метро на улицу, пытаться уехать куда-то ещё, чтобы догнать родителей.
Ребёнок потерялся на природе
Подготовка: оденьте ребёнка и сами оденьтесь ярко, предупредите близких о том, куда вы пошли и когда планируете вернуться.
В рюкзачке у ребёнка обязательно должны быть: вода, еда (шоколадные батончики, мюсли, что-то сытное), спички (если умеет пользоваться и возраст позволяет), свисток (чтобы подавать сигналы), полностью заряженный телефон и пауэрбанк (портативное зарядное устройство), репелленты и дополнительный комплект одежды.
Действия, если потерялся:
- Остановиться. Не бежать, не пытаться самому искать дорогу.
- Подать звуковые сигналы: кричать или свистеть в свисток, иногда можно стучать палкой по дереву (это слышнее и менее энергозатратно, чем крик).
- В случае если в лесу ребёнок услышал своё имя, важно откликаться словами «Я здесь!». Если ребёнка нашёл взрослый (лесник, спасатель, другой турист) и предлагает вывести его из леса, то в этой ситуации уходить с незнакомцем можно.
Не разговаривайте с незнакомцами: правила личной безопасности для детей