Нужна ли ребёнку музыкальная школа? Мнение солистки Москонцерта
Многие родители задумываются о том, нужно ли их детям музыкальное образование. Плюсы очевидны: у ребёнка разовьются слух, музыкальный вкус, да и в целом это важная часть образования. Но хватает и сомнений: искусство это не только эффектное и аристократическое, но также крайне трудозатратное. Стоит ли учить ребёнка музыке и к чему при этом надо подготовиться родителям?
Кому и зачем стоит учиться музыке
Безусловно, обучение музыке — кропотливый процесс, требующий от ученика большой усидчивости и самодисциплины. Тем не менее солистка Москонцерта и педагог Наталья Савинова уверена, что заниматься музыкой нужно каждому ребёнку. И вовсе не только для того, чтобы в дальнейшем стать профессионалом.
«Если вспомнить классическое образование в дореволюционной России, то в него обязательно входило музицирование. Это делалось для воспитания культуры, вкуса, но это не единственная причина. Обучение игре на инструменте повышает креативность человека, его способность к творчеству. Занятие музыкой улучшает взаимодействие полушарий головного мозга, что даёт человеку конкурентные преимущества в любой профессии. Нотная запись для фортепиано пишется в двух ключах: в скрипичном и басовом, представляет собой зашифрованный язык, изучение которого развивает мозг, способствует образованию в нём новых нейронных связей».
Наталья Савиновасолистка Москонцерта, солистка ансамбля «Чистая классика», преподаватель мастер-классов в консерваториях, училищах, музыкальных школах России и других стран
Слова эксперта подтверждают нейробиологические исследования: музыкальное образование действительно оказывает положительное влияние на развитие мозга. У детей, занимающихся музыкой, лучше память, произношение на иностранном языке, способность к чтению.
Что касается врождённых способностей к музыке, то при желании их вполне можно развить, отмечает Наталья Савинова:
«Я считаю, что практически у всех людей есть слух. Более того, и голос тоже, только это не всегда очевидно. И слух, и голос можно развить правильными занятиями».
Как подготовиться к поступлению в музыкальную школу
В музыкальную школу принимают детей с 6,5 года, но начинать заниматься с ребёнком музыкой лучше раньше. При большинстве школ есть подготовительное отделение, где можно заниматься уже с 3 лет.
После того как вы подадите заявление на поступление в музыкальную школу, ребёнка пригласят на прослушивание.
Приёмная комиссия оценит его данные: музыкальный слух, чувство ритма, память. Для этого обычно просят спеть детскую песенку и прохлопать ритм.
Наталия Савинова: «При поступлении могут также попросить найти ноты на пианино или сказать, сколько нот в аккорде. Поэтому элементарные знания ребёнку лучше иметь. И очень хорошо бы позаниматься с ним ритмом, ведь чувство ритма ничуть не менее важно для музыканта, чем слух. Просто постучите с ним какую-то мелодию, какую-то песенку. Или стучите по стаканам, по чашкам, по железу и сравнивайте: "Смотри, как по-разному звучит". Это можно делать начиная даже с годовалого возраста, с того момента, как малыш научился держать карандаш. Это развивает и ритм, и слух одновременно».
Вообще, с самых ранних лет важно как можно чаще слушать музыку, петь детские песенки, поэтому стоит выбирать детский сад с хорошим музыкальным работником. Музыкальные занятия в саду могут быть даже более эффективны, чем индивидуальные, потому что детям интереснее заниматься в коллективе. А всё, что делается с интересом, приносит наибольшую пользу.
Что ждёт ребёнка после поступления в музыкальную школу
В первую очередь серьёзная нагрузка: специальность дважды в неделю, сольфеджио, музлитература, хор. Ко всем урокам необходимо готовиться, а заниматься по специальности обязательно ежедневно, хотя бы по часу в день.
«Музыкалку», как и обычную школу, нельзя прогуливать, нужно сдавать зачёты и экзамены, выполнять академическую программу. А поскольку она дополняет обязательную среднюю школу, дети нередко устают и заявляют, что больше не хотят заниматься музыкой. Это нормально, однако в таких случаях надо разобраться, временный это протест или же у ребёнка пошло непреодолимое отторжение.
Наталья Савинова: «В возрасте до 13–14 лет почти всегда наступает момент, когда нужно применить мягкую силу, но делать это надо очень дозированно. Я бы сказала, это проблема, может быть, самая сложная, деликатная, учителям и родителям, возможно, придётся использовать и кнут, и пряник, чтобы и мотивировать, и не передавить. Ну а если в 14 лет не проснулся интерес, то нужно заканчивать образование и радоваться, что ребёнок получил импульс для своего дальнейшего развития».
Что нужно для того, чтобы ребёнок успешно учился в музыкальной школе:
- Собственное желание ребёнка учиться музыке — если это происходит под давлением родителей, результата не будет.
- Создание культурного контекста: вместе слушайте музыкальные произведения, водите ребёнка в театры, на детские концерты и т. д.
- Включённость хотя бы одного члена семьи в процесс занятий, ведь этот путь сложно пройти в одиночку.
Последний пункт не для всех очевиден, но он очень важен.
Рассказывает Ольга Демидова, мама 15-летнего Никиты, который в этом году с красным дипломом закончил Детскую музыкальную школу им. Гнесиных:
«К сожалению, большинство родителей думают: если они отдали ребёнка в музыкальную школу, то им оттуда вернут готового гения. Нет, это так не работает, должно быть больше родительского участия. Я, например, обеспечила себе достаточно свободный график работы, чтобы возить сына на занятия, помогать ему лавировать между двумя школами, учиться вместе с ним. Я не считаю это жертвой, потому что мне самой бесконечно интересно дело, которым занимается сын, я знала всё про его занятия, трудности и успехи, плотно и с огромным удовольствием взаимодействовала с его педагогами».
О роли учителя музыки
Главное, чтобы педагог, который обучает вашего ребёнка музыке, проявлял чуткость и любовь к детям, считает Наталья Савинова. Это гораздо важнее, чем попытки добиться от ученика идеальной техники исполнения произведения и т. д.:
«С педагогом ребёнок проводит столько времени и проходит настолько сложный путь, что это самый важный вопрос. Учитель закладывает представления о прекрасном, к которым ученик сможет возвращаться всю свою последующую жизнь. Так что задача учителя — не обрушить знания на голову ученика, а вызвать у него интерес к творчеству».
Ольга Демидова тоже уверена: успехи её сына Никиты во многом связаны с тем, что ему повезло с педагогами:
«Учительница, к которой попал Никита, быстро поняла, что он не из тех людей, которые способны по пять часов сидеть и заниматься. Поэтому не надо терзать его гаммами — и он занимался ими только в то время, когда надо было сдавать технический зачёт. В результате у него есть проблемы с техникой, и он до сих пор над ними работает. Но гораздо важнее, что ему не отбили желание заниматься музыкой, а такое встречается сплошь и рядом. В итоге он весьма успешно окончил музыкальную школу».
Главное
Занятия музыкой дисциплинируют ребёнка, развивают у него мелкую моторику, память, особенно мышечную и зрительную, воспитывают хороший вкус, обогащают интеллектуально. Однако процесс обучения музыке длительный и трудоёмкий, он требует включённости родителей и внимания педагога. Прежде чем отдавать ребёнка в музыкальную школу, убедитесь, что вы готовы ему помогать: не просто отводить на занятия, а поддержать в те моменты, когда ему, возможно, захочется оставить учёбу. Этот путь вам нужно пройти вместе, однако результат того стоит.