Как воспитывать вундеркинда: советы родителям одарённых детей
Ребёнок, который превосходит сверстников в развитии или проявляет незаурядный талант в чём-либо, — безусловная гордость родителей. Однако такие дети требуют особого внимания. Как растить вундеркинда и стоит ли пытаться сделать из обычного ребёнка гения?
Кто такие вундеркинды
Прежде всего важно понимать, что существует большая разница между природной одарённостью и развитой способностью, эти два понятия часто путают.
В России есть государственный информационный ресурс о людях, проявивших выдающиеся способности. Юные таланты выявляют по личным достижениям (патенты, публикации в научных изданиях) или по результатам олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований.
Однако далеко не все эти дети — природные вундеркинды. Среди них много тех, кто достигает успеха путём упорного труда и стремления развить самые обычные способности. Про таких говорят, что гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.
«Хорошо, когда желание добиться высоких результатов испытывает сам ребёнок — тогда он способен получить желаемое и испытать удовлетворение. Но, к сожалению, бывает, что ребёнок становится средством самореализации родителей, которые превращают его в вундеркинда при помощи постоянной стимуляции и давления. Когда ребёнка заставляют быть лучше, талантливее других детей, невзирая на его желания, мотивируя страхом или наградой, то это уже "искусственный" вундеркинд. И за это ему приходится расплачиваться собственным детством».
Наталья Денисовапсихолог, автор и ведущая психотерапевтических групп
Такие дети могут казаться блестящими, но за маской достижений часто скрываются:
- эмоциональные проблемы;
- стресс;
- потеря интереса к жизни вне определённой деятельности;
- выгорание к юности.
Более того, порой таким детям впоследствии бывает сложно достичь профессионального успеха, поскольку в наши дни знания не так важны, как гибкость мышления, умение выстраивать отношения и работать в команде. То есть то, что называют эмоциональным и социальным интеллектом.
Многие «искусственные» вундеркинды не успевают полноценно взаимодействовать со сверстниками, размышлять, развивать свой внутренний мир, и эти важные навыки у них могут не выработаться.
Как проявляется природная одарённость
Настоящие вундеркинды — дети, у которых уже в раннем возрасте проявляется глубоко развитая интеллектуальная или творческая активность.
Такие дети, например:
- самостоятельно читают в 3–4 года;
- решают сложные задачи, не соответствующие их возрасту;
- легко осваивают несколько языков;
- имеют своё восприятие мира и нестандартное мышление.
Наталья Денисова: «Эти способности не просто результат тренировки, они связаны с особенностями нейробиологического развития и генетической предрасположенностью».
Распознать одарённых детей можно ещё в дошкольном возрасте.
Вот основные признаки:
- Раннее развитие речи и мышления — говорят раньше сверстников, задают необычные вопросы.
- Глубокая концентрация на интересующем предмете — могут часами заниматься тем, что их увлекает.
- Необычная память и скорость усвоения информации.
- Нестандартное мышление и креативность — предлагают решения, которые взрослым кажутся неожиданными.
- Эмоциональная глубина и чувствительность — более остро переживают события, имеют повышенную эмпатию.
- Высокая степень любознательности и интереса к абстрактным понятиям.
Особенности психики вундеркинда
Вундеркинды не только умные, но и эмоционально сложные личности. Их психическое устройство имеет свои особенности, которые могут существенно осложнить им жизнь, и потому требуют внимания родителей:
- Они воспринимают больше информации, чем другие дети, что может вызывать тревожность и переутомление.
- Их умственные способности могут опережать эмоциональную зрелость.
- У них часто присутствует боязнь ошибиться или разочаровать окружающих.
- Ощущение своей «инаковости» — чувство отчуждённости от сверстников.
- Высокая самооценка, но при этом хрупкость внутреннего мира, особенно если нет поддержки.
Как воспитывать одарённого ребёнка
От родителей зависит очень многое: им важно не превращать талант ребёнка в обязанность соответствовать их ожиданиям, помочь ему сохранить баланс между учёбой и отдыхом.
Здесь кроется один из главных подводных камней при работе с одарёнными детьми: добиваясь успехов на каком-либо поприще, они упускают радости детства.
Что делать, чтобы этого избежать:
- В жизни вашего вундеркинда должны быть игры, веселье и свободное время.
- Разрешайте ребёнку быть ребёнком: плакать, злиться, ошибаться.
- Создайте безопасное пространство, где ему не нужно постоянно доказывать свою ценность.
- Не сравнивайте с другими, не требуйте идеальности.
- Помогите ребёнку найти сверстников с похожими интересами — не обязательно, чтобы они тоже были вундеркиндами.
Есть ещё одна проблема: когда фокус внимания семьи сосредоточен на одарённом ребёнке, страдает вся семейная система.
Наталья Денисова: «В таком случае ребёнок может стать "героем семьи", а другие дети остаются без внимания. Это вызывает ревность и конфликты. Другие дети могут испытывать обиду, зависть, злость, они чувствуют себя менее значимыми и любимыми. А для одарённого ребёнка родители перестают быть защитниками и поддерживающими фигурами, превращаясь в менеджеров, тренеров, судей. Их любовь становится условной — она зависит от результатов».
Как помочь ребёнку сохранить себя
Если вы замечаете, что ваш ребёнок развивается стремительно, но при этом теряет радость жизни, важно сделать следующее:
- Разделите роль родителя и менеджера. Будьте рядом как любящие взрослые, а не как организаторы карьеры.
- Спрашивайте мнение ребёнка. Узнавайте, хочет ли он заниматься прежним делом дальше, интересуется ли чем-то новым. Позвольте ему пробовать разные вещи, менять направления, брать паузы.
- Не забывайте о других детях. Чувство справедливости и равенства очень важно для гармоничного развития всей семьи и в первую очередь для самого вундеркинда.
Главное
Настоящий вундеркинд — это не только ребёнок с выдающимися способностями, но и личность, нуждающаяся в понимании, поддержке и любви. Родителям важно помнить, что счастье ребёнка важнее его достижений. Цель не в том, чтобы сделать из него звезду, а в том, чтобы помочь ему расти гармонично, уверенно и счастливо. Ребёнок должен знать: он любим не за то, что он делает, а просто потому, что он есть. Только тогда талант станет для него действительно даром, а не бременем.
Мальчики способнее девочек в математике: факт или стереотип?