20+ самых сильных детских страхов: как научить ребёнка с ними справляться

Когда ребёнок плачет и жалуется, что ему страшно, родитель может растеряться: как убедить малыша не бояться темноты, «монстра в шкафу» или дворовой собаки? Вместе с экспертом разбираемся, чего боятся дети и как убрать эти страхи.

Психолог назвала 20 самых сильных детских страхов
© Daniil Dubov/iStock.com

Испытывать страх — нормально, это часть взросления ребёнка и элемент его психического развития. Такова реакция мозга на опасность.

«Без страха нашим предкам очень сложно было бы выжить, спастись от хищника. Испугался мамонта — спрятался. Испугался голода — убил мамонта и не остался голодным. Страх необходим для жизни, поэтому он присутствует и у детей, и у взрослых».

Симона Филимонова
Симона Филимоновапрактикующий педагог-психолог, ведущий детских и подростковых психолого-терапевтических групп, член Федерации психологов образования России

Однако это норма лишь в том случае, если страх не выходит за обычные рамки.

Детский страх не норма, если он:

  • усиливается, приумножается;
  • обрастает другими страхами;
  • приобретает паническую форму, становится навязчивым, перерастает в фобию;
  • долго не проходит;
  • вносит изменения в формирование характера, меняет образ жизни (например, ребёнок не может ходить в школу или ездить в лифте);
  • влияет на отношения с окружающими.

Страхи могут быть реальными, актуальными для ребёнка, а могут быть надуманными его воображением. Часто в детстве это именно второй вариант, ведь у ребёнка ещё нет опыта и знаний о том, что происходит в мире.

«Страхи взрослого (если он психологически здоров) обычно обоснованны и имеют реальную причину. У ребёнка так тоже может быть — например, прищемил палец и потом будет бояться браться за ручку двери, но такой страх у малыша — быстро проходящий, не оставляющий последствий», — объясняет Симона Филимонова.

В каком возрасте какие страхи

От рождения до семи месяцев страх, который может испытывать ребёнок, — это, по сути, ощущение дискомфорта, о котором родитель может догадаться по плачу. Это также может быть реакция на громкие и резкие звуки или на что-то неожиданно появившееся.

С 6–7 месяцев до 3 лет малыш уже осознанно боится некоторых вещей:

  1. Страх потери мамы (обоснованный) или любого другого значимого взрослого. Этот страх может сохраняться и после трёх лет.
  2. Страх незнакомого человека или определённо выглядящих людей — например, человека с бородой (поэтому в яслях часто на Новый год не приглашают Деда Мороза). А если в семье все блондины, ребёнок может испугаться смуглого и темноволосого гостя. Для малыша «странный» равно «страшный».
  3. Страх перед чем-то, не входящим в привычные рамки (любая непонятная для ребёнка ситуация).
  4. Боязнь персонажей сказок и мультиков, которые дорисовываются детским воображением до «монстров».

С 3 лет к страхам дошкольника добавляются:

  • Боязнь темноты (самый частый страх в этом возрасте).
  • Боязнь одиночества (у некоторых детей возникает и до трёх лет).
«Страх темноты связан с боязнью неизвестности. Например, самого по себе волка из сказки малыш не боится, но, оказавшись в темноте, будет тревожиться, что сейчас тот появится. А вот если рядом значимый взрослый, ребёнку в темноте, как правило, не страшно», — говорит Симона Филимонова.
  • Боязнь громких звуков непонятного происхождения. Ребёнка может напугать даже музыка, которая взрослым кажется красивой.
  • Страх наказания, который потом может перейти в школьный период и даже остаться в подростковом возрасте.
  • Боязнь животных, например собак во дворе (может появиться на основе опыта).
  • Боязнь замкнутого пространства. По этой причине нельзя в качестве наказания запирать ребёнка в ванной, в кладовке и т. д.
«Поскольку в дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение, он может бояться определённых рисунков или даже просто обоев. Мы, взрослые, видим цветы, а он — какое-то чудовище. Каждый вечер засыпает и боится их», — продолжает собеседница «Рамблера».

Страхи дошкольников и детей младшего школьного возраста

  • Страх болезни и смерти (его появление связано с детским развитием в этот период).
«Понимание ребёнком смерти — отдельная тема для родителей. Многие папы и мамы стараются избегать её в разговорах с детьми и даже подростками, при этом члены семьи умирают, и ребёнок может очень этим впечатлиться. Нужно обязательно с ним на эту тему говорить, чтобы он понимал, что это такое», — поясняет эксперт.
  • Страх событий и персонажей из страшных фильмов, страх пугающих новостей. Услышав разговор родителей или новость по телевизору, ребёнок с помощью своего воображения, помноженного на недостаток знаний и опыта, дорисовывает их.
  • Уже имеющиеся страхи в этом возрасте могут оставаться (например, боязнь одиночества, темноты или неизвестных звуков).
  • Социальные страхи (боязнь общения со сверстниками, страх перед неизвестным взрослым, боязнь неправильно поступить в глазах сверстников, учителя, тренера).
  • Страх стихии (боязнь наводнения, землетрясения, грозы).
  • Страх магии и магических существ (иногда возникает и в более раннем периоде).
  • Страх куда-то опоздать, вырастающий из повседневной тревоги. Важно обучать ребёнка пониманию времени, например с помощью песочных часов.

Какие страхи свойственны подросткам

Социальные страхи в этом возрасте остаются и даже приумножаются. После 10 лет у ребёнка могут добавляться проблемы с неприятием собственной внешности, потому что в подростковом периоде сильно развивается рефлексия, «скачет» самооценка.

Также могут добавиться:

  1. Страх перед временной перспективой. Ближе к 9–11-му классу ребёнок начинает задумываться о своём будущем («что дальше?»), и это его пугает.
  2. Страх агрессии со стороны — как внешней, так и своей собственной (иногда подросток сам не может понять, почему поступает или говорит именно так, и это его пугает).
  3. Боязнь потерять контакт со значимым взрослым или важным человеком.
  4. Страх потери безопасности.
«Подросток может продолжать бояться темноты, стихий, но, поскольку в этом возрасте уже есть определённый опыт, знания, благодаря пониманию природы вещей этот страх может уйти», — объясняет Симона Филимонова.

Как заметить страх

До года заметить страх у ребёнка можно по плачу, мышечному напряжению, вздрагиванию.

Дошкольник уже сам способен рассказать, чего боится.

«Выявить страхи у дошкольника несложно. Гораздо важнее — понять, как давно это началось, и не "запустить" страх, чтобы он не привёл к серьёзным последствиям», — подчёркивает психолог.

А вот подросток может скрывать свои страхи (например, думая, что с ним что-то не так), а иногда даже сам не может осознать страх, не может себе в этом признаться. И чем ближе и доверительнее отношения с родителем, тем проще подростку поделиться своим страхом.

«Хорошая семейная традиция — вечером за ужином рассказывать, что произошло днём. В этот момент подросток может раскрыться и поделиться своими страхами», — замечает Симона Филимонова.

Что делать, если возникают страхи

Разберём на примере ночных страхов — чаще всего это боязнь темноты или определённых сновидений. Если не уделить проблеме должного внимания, фобия может не только нарушить крепкий сон, но и вызвать обострение хронических болезней. Ведь страх — это стресс. А представьте, что ребёнок испытывает подобный стресс ежедневно.

Если ребёнку страшно оставаться одному в тёмной комнате или дойти ночью до туалета, эту проблему можно попробовать решить с помощью ночника, его мягкий свет успокоит малыша.

Если пугает тень, сделайте перестановку в комнате.

Для маленького ребёнка можно выбрать новую мягкую игрушку-защитника, с которой он будет спать в обнимку.

Страх, связанный со сновидениями, убрать сложнее.

«То, что снится детям ночью, очень часто основано на увиденном или услышанном в ближайшем прошлом. Обычный герой мультика может трансформироваться во сне во что-то агрессивное. Ребёнок будет бояться засыпать снова, чтобы опять "не пришёл монстр"», — говорит психолог.

Как помочь ребёнку справиться со страхом из сновидений:

  • Тревожность постепенно снижается, если ребёнка на этом пути сопровождает взрослый. Например, можно вместе посмотреть «страшный» мультфильм — с обязательным его обсуждением и с примерами из других сказок.
  • Используйте творческие методы: например, слепите домового, которого может бояться малыш, из чёрного пластилина, а потом покрасьте его разноцветной гуашью. Ребёнок сам превратит его из страшного в забавного.
«По поводу той же Бабы-яги в советские времена было много мультфильмов, где она показана очень симпатичной. Можно самим сочинить сказку про страшного героя, в которой он становится прекрасным. То есть нужно не гасить этот страх, нужно его прорабатывать», — поясняет Симона Филимонова.
  • Хороший способ для ребёнка любого возраста — нарисовать свой страх, а потом скомкать бумажку и сжечь или выбросить в мусоропровод.

По мере приобретения ребёнком опыта и знаний страх может уйти сам по себе — малыш его просто «перерастёт». Этот процесс можно ускорить, если изучить с ребёнком тему с научной точки зрения. Например, если ребёнок боится пауков, почитайте вместе о том, какие бывают виды пауков, где они обитают, и убедитесь, что в вашей полосе опасные не живут. Если ребёнок боится собак, приведите в пример соседского пёсика: он очень милый, все в доме его любят, да и хозяин живёт с ним много лет и жив-здоров. Почитайте вместе о породах собак.

Как родителю предупредить и не провоцировать страхи

  1. Любить и демонстрировать полное принятие ребёнка.
  2. Не запугивать, не стращать, не говорить «тебя бабайка украдёт», «здесь тебя обидят». Можно обоснованно на уровне его возраста объяснить риски тех или иных поступков, но без «закошмаривания». Или сказать, например, так: «В метро на самокате не ездят — такие правила».
  3. Если включаете телевизор или говорите по телефону рядом с рисующим или играющим ребёнком, помните, что краем уха он всё слышит и может понять по-своему.
  4. Воздержитесь от походов в кино 3D, 5D и так далее. Даже семь минут просмотра кадров, где ребёнок летит над пропастью или где ходят реалистичные монстры и скелеты, может сильно сказаться на психическом здоровье малыша.
  5. Социально адаптируйте ребёнка. Учите выстраивать отношения со сверстниками, на детской площадке давайте ему самостоятельность. Полезно общаться даже с «вредным» сверстником — это тоже опыт, который потом научит не бояться таких ситуаций.
  6. Не проецируете свои страхи и тревоги на ребёнка. Он будет смотреть на вас и реагировать так же.
  7. Избегайте травматического психологического опыта, конфликтов в семье.
  8. Формируйте у ребёнка адекватную самооценку — не заниженную, но и не завышенную.
  9. С ранних лет установите с малышом доверительные отношения и не обесценивайте его страхи и тревоги. Не говорите: «Ты же большой, а боишься!».
«Войдите в пугающую ситуацию вместе с ним. В то же время не переборщите с сочувствием, потому что некоторые дети могут манипулировать страхами, желая что-то получить от родителя. Если есть подозрения, что это манипуляция, посоветуйтесь со специалистом», — предупреждает Симона Филимонова.

Важно: если страх длится больше месяца и вы не можете ребёнку помочь, страх только усугубляется, следует обратиться к психологу.

Что в этом случае должно насторожить:

  • Ребёнок становится тревожным, появились ночные кошмары.
  • У ребёнка тремор, учащённое сердцебиение.
  • Он избегает определённых мест или ситуаций.
  • Меняется настроение, усиливается эмоциональность.

Главное

Детские страхи — это нормально, это часть взросления ребёнка и элемент его психического развития. До года заметить страх у ребёнка можно по плачу, мышечному напряжению и вздрагиванию. Дошкольник уже способен сам рассказать, чего боится.

Некоторые страхи проходят по мере взросления, убрать другие могут помочь родители. Главное, не упустить момент, когда страх выходит за пределы нормы. В этом случае лучше доверить решение проблемы специалистам.

Эйнштейн в домашних условиях: как развивать интеллект у детей