Как научить ребёнка читать: рабочие советы от педагогов
Как научить ребёнка читать, во сколько лет лучше начать обучение? Этими вопросами часто задаются родители малышей. Конечно, есть множество методик, дидактического материала и обучающих интернет-ресурсов, однако от этого многообразия несложно и растеряться. Как сделать процесс обучения чтению лёгким и увлекательным, «Рамблеру» рассказали педагоги.
Среди педагогов и медиков нет единого мнения о том, когда лучше учить ребёнка читать — важно учитывать способности и интересы самого малыша. К примеру, ребёнок не обязан уметь читать к моменту поступления в первый класс. Обучение чтению — одна из основных задач начальной школы. Тем не менее многие дети начинают читать рано, и задача родителей — сделать так, чтобы этот процесс их увлёк.
«Есть дети, которые от природы быстро обучаются, они очень рано начинают читать, года в три, потому что им это нравится. Другие дети начинают читать позже, и для этого им требуется помощь взрослого. Скажу так: если вы просто хотите показать в соцсетях, какой у вас умный ребёнок, то не стоит учить его читать, тем более насильно. Другое дело — если это нравится самому ребёнку, если он просит: "Давай ещё"».
Галина Бабичевапедагог дошкольного образования детского сада № 5 города Алушты
Кроме того, для ребёнка важно видеть вокруг читающих взрослых и детей. Желание взять в руки книгу у него возникнет быстрее, если он видит, что это с удовольствием делают его папа, мама и другие члены семьи.
Изучение букв
Обучение чтению обычно происходит от простого к сложному: начинать нужно с букв, потом переходить на слоги, слова, затем — на простые предложения и наконец предлагать малышу коротенькие тексты. Вместе с тем универсального рецепта, который подошёл бы всем, нет. Елена Литвяк объясняет, что родителям нужно просто наблюдать за детьми и предлагать разные варианты, какой-то непременно подойдет ребенку.
«Моей дочке Ане было пять, а сыну Макарию – три. Он видел, что сестра читает книжки, плюс в семье двое читающих взрослых, дома много книжек. Сыну стало интересно, и через две недели он начал читать сам. Ни отдельных материалов, ни карточек я не использовала. А вот двое млдших сыновей учились читать уже через дидактические материалы. Так что каждому — своё».
Елена Литвякпедагог, историк, детский писатель, обозреватель портала «Папмамбук», автор ТГ-канала для подростков «Музей на подоконнике», мама четверых детей
Как изучать с ребёнком буквы, чтобы ему это было интересно:
- Лепите буквы из пластилина, делайте буквенные коллажи из гороха и чёрного перца.
- Поиграйте в «машину времени»: например, можно делать рукописные книжки в стиле Средневековья.
- Испеките вместе с детьми печенье в виде букв.
- Предложите ребёнку «рисовать» палочкой или пальцем буквы на рассыпанной манке или на песке.
- Повесьте на видном месте алфавит.
Галина Бабичева отмечает: для дошкольника важна обучающая среда: пособия с элементами игры, игрушки с буквами, кубики. Однако занятие не должно выглядеть как урок, его нужно проводить в игровой форме. Скажите: «Давай ты сам выберешь, какое задание будешь делать». Ребёнку приятно будет сделать выбор самому.
Буква и звук
Для того чтобы читать и понимать прочитанное, важно уметь отличать буквы от звуков, ведь не всегда «как пишется, так и слышится». Галина Бабичева рекомендует обратить внимание на развитие у ребёнка фонематического восприятия. Для этого родителю нужно:
- Показывать, как правильно звучат слова: грамотно изъясняться, иметь богатую речь и хорошую дикцию.
- Много читать ребёнку, в том числе простые сказки, потешки, скороговорки.
- Учить малыша слышать звуки.
Игры для развития фонематического восприятия (распознавания звуков в словах):
- «Цепочка слов»: говорим одно слово и предлагаем ребёнку придумать следующее, которое начинается на последнюю букву предыдущего (как в игре «Города»).
- Домино и другие настольные игры, где изображены буквы с картинками. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что звук и буква не всегда совпадают. Уделите внимание двойным звукам (в буквах «я», «ю» и так далее). Они важны и для чтения, и для написания.
- Попросите малыша найти в словах определённый звук (например, везде услышать «а» или «о»). При этом важно сфокусировать его внимание на гласных (их легче всего услышать) и предложить пропеть их.
Галина Бабичева: «Когда ребёнок понял, что звук отличается от буквы, научился хорошо слышать звуки, можно перейти к структуре речи. Объясните, что мы говорим предложениями, а они состоят из слов. Предложите ребёнку услышать, сколько слов в том или ином предложении, посчитать их на пальчиках. Расскажите, что первое слово пишется с заглавной буквы, а в конце — точка. Это законченная мысль».
От букв — к слогам
После освоения букв пора учить ребёнка читать по слогам. Елена Литвяк советует и здесь обратиться к игровой форме:
- Сделайте гармошку из плотной (акварельной, чертёжной) бумаги так, чтобы, раскрывая её, ребёнок за один раз видел один слог.
- Придумайте забавные стишки из слогов. Например, «Ба-бо-бу-бэ-бы — во рту выросли грибы» или «На-но-ну-нэ-ны — потерял штаны».
Елена Литвяк: «Обычно дети при этом начинают хохотать. Всё проходит очень весело, никакой дидактики — сплошное баловство. Это ведь не курсы подготовки к школе, где ребёнок сидит за партой. Но слоги отлично запоминаются».
- Купите или сделайте парные карточки со слогами, как в игре «Мемо» («Мемори»). Разбросайте их по комнате и предложите ребёнку собрать пары. Кстати, это полезно и при изучении букв: гласные можно нарисовать красным цветом, а согласные — синим.
Елена Литвяк: «У нас был для этого стишок: буквы гласные надели платья красные. Смешная бессмыслица и потому запоминается сразу, а в 1 классе пригодится».
- Развесьте в доме записки с обозначением предметов, которые малыш видит. Например, на двери пусть он прочтёт «дверь», на окне — «окно».
Елена Литвяк: «Мы ещё играли так: один из детей ложился на пол, мы клали на его части тела записки: например, "нос", "лоб", "живот". Они сваливались, это было очень смешно. В загородном доме можно выйти в сад и подписывать цветы, деревья. Это, с одной стороны, слоговое чтение, а с другой — ты сразу видишь короткие слова».
От слогов и слов — к предложениям
Для того чтобы ребёнок научился читать предложения, лучше, чтобы они были короткие и парадоксальные, а не просто «Мама мыла раму». Они должны веселить его и удивлять, говорит Елена Литвяк.
Эксперт рекомендует в качестве такого чтения книжки Татьяны Русситы и Юлии Кузнецовой (серия «Расчитайка»). В каждой такой книжке всего одно или несколько предложений.
Взрослый может придумать и сделать мини-книжку сам. Для этого лучше использовать плотную акварельную бумагу, скрепив страницы степлером или нитками. Рисовать удобно фломастером, а, если есть время и желание, слова можно напечатать на компьютере.
Елена Литвяк: «Мой сын Федя тоже делал книжку, которая пафосно называлась "Книга для чтения". В ней на каждой странице была одна буква, и нужно было написать предложение, чтобы все слова были на эту букву. Например: "Ламу легко ловить?". Это помогает не только научиться читать, но и перейти к осмысленному чтению с удовольствием».
Не стоит забывать и о старом проверенном способе: на улице предложите ребёнку читать вывески.
Ещё один вариант обучения чтению предложениями — писать ребёнку записку, содержащую некое поручение. Оно может быть несерьёзным («Принеси ложку») и даже шутливым («Потяни себя за ухо»).
От предложений — к чтению книжек
Когда малыш научился читать предложения, можно переходить к простым текстам. При этом важно учитывать интересы ребёнка. Например, если он увлечён футболом, можно найти в магазине книжку с подходящей темой. Можно сделать книжку самим — так ребёнку будет интереснее читать.
В качестве первых текстов для самостоятельного чтения Елена Литвяк советует выбрать рассказы Лианы Шнайдер про маленькую девочку Конни. В книжках описаны простые житейские ситуации, в которые попадает ребёнок.
Помимо книжек современных авторов, предложите ребёнку рассказы Льва Толстого, например «Филиппок» или «Косточка».
Елена Литвяк: «Советую обустроить ребёнку читательский уголок. Например, кресло-мешок, а рядом — низкая полочка с книгами и настольная лампа. Если дома двухэтажная кровать, можно занавесить её пледами, ведь дети очень любят строить домики. Читать в таком уголке особенно приятно зимой, когда на улице плохая погода. Мы так делали много лет. И все мои дети воспринимают чтение как нечто очень приятное».
Какие книжки лучше не читать
Эксперт не советует брать в качестве первых книжек русские народные сказки. Они были написаны в те времена, когда ребёнок часто оставался дома один. С их помощью взрослым нужно было его научить простейшим правилам безопасности, чтобы с ним ничего не случилось, пока взрослых нет рядом (не уходи из дома, не разговаривай с незнакомцами, слушайся родителей и т.д.). Современному малышу истории про мачеху, которая отправляет падчерицу в лес, или колобка, которого в конце сказки съедает лиса, могут показаться жуткими.
Литературные сказки, по мнению специалиста, тоже не подходят для первого чтения, поскольку у них слишком сложные сюжеты.
Особое внимание — картинкам
Выбирая первые книжки ребёнку, обратите внимание на иллюстрации. Они должны быть:
- крупные, качественные;
- не шаблонные, нарисованные художником, а не ИИ;
- не абстрактные, а понятные и узнаваемые;
- их должно быть много.
Стоит ли учиться читать онлайн
Читать первые слова и тексты в электронных книгах эксперты «Рамблера» не рекомендуют. В этом случае ребёнок не может потрогать книгу, сам перелистнуть страницу, у него не будет возможности смотреть иллюстрации. Читать электронные книги желательно начиная со средней школы.
Галина Бабичева: «Важно, чтобы параллельно с чтением у ребёнка развивались самостоятельное скоординированное движение рук, произвольная память. Кроме того, взрослому нужно больше общаться с ребёнком, отвечать на его вопросы».
Нужны ли поощрение и похвала при обучении чтению
Елена Литвяк не рекомендует учить ребёнка читать, обещая за это конфеты или другой «приз», ведь радость ему должен приносить сам процесс. Кроме того, в этом случае ребёнок привыкнет всё делать за вознаграждение. Малыш должен понимать, что читать — это здорово, и радоваться тому, что освоил что-то трудное.
Однако можно использовать похвалу, отмечать достижения ребёнка, например: «Посмотрите, дети, как Федя умеет!».
Интерес ребёнка к «настоящим» книжкам можно подогревать, оставляя в конце надпись: «Эту книгу Митя прочёл 22–25 августа 2023 года». Младший брат или сестра, обнаружив такую запись, заинтересуется и, возможно, тоже захочет прочитать книгу и «отметиться». Возможно, и сам Митя через несколько лет захочет перечитать любимое произведение.
Главное
Учить ребёнка читать лучше в игровой форме и с учётом его интересов. Есть два важных принципа: во-первых, переходите постепенно от простого к сложному, а во-вторых, не заставляйте малыша учиться насильно. Также не стоит обещать малышу за «правильное» чтение подарки или призы. Важно, чтобы он сам проявлял интерес к процессу, а это обязательно случится, если его окружают любящие чтение взрослые.
Эйнштейн в домашних условиях: как развивать интеллект у детей