Повышенная тревожность у детей: как проявляется, чем опасна и что делать родителям
Чрезмерное беспокойство, панический страх неудач и проблемы со сном могут быть признаками повышенной тревожности. Такое состояние развивается по многим причинам и может перерасти в серьёзное расстройство. Рассказываем, как распознать повышенную тревожность у ребёнка и помочь с ней справиться.
Что такое повышенная тревожность
Тревожность проявляется в виде постоянного внутреннего напряжения, переживания дискомфорта и беспричинного страха. Время от времени испытывать беспокойство вполне естественно, но тревожность длится продолжительное время, независимо от внешних обстоятельств.
Дети и подростки, страдающие от такого состояния, склонны воспринимать окружающую действительность как враждебную среду. Их пугают самые разные вещи: тёмные помещения, животные, чужие люди.
Любые неблагоприятные события вызывают немедленную реакцию — малыш сразу же бежит искать защиту у взрослых. Постоянная угроза ощущается им даже в привычной домашней атмосфере, и он подсознательно ожидает появления неприятностей буквально каждую минуту.
Почему возникает повышенная тревожность
Это не просто временное беспокойство, а устойчивое состояние, которое может влиять на поведение, эмоции и даже физическое здоровье. Его причины сложны и часто связаны с сочетанием биологических, психологических и социальных факторов:
- Генетическая предрасположенность. Если у родителей или близких родственников есть тревожные расстройства, депрессия или другие психические заболевания, риск повышается.
- Особенности темперамента. Некоторые дети с рождения обладают восприимчивым характером, склонны сильно переживать незначительные события и остро реагировать на любые перемены.
- Психологические травмы и стресс. Развод родителей, переезд, переход в другую школу, буллинг или жестокое обращение негативно влияют на психоэмоциональное состояние ребёнка.
- Гиперопека. Постоянное беспокойство родителей и их желание контролировать каждый шаг («Не ходи туда — упадёшь!») внушают малышу, что мир опасен.
- Влияние социума и СМИ. Дети ежедневно сталкиваются с огромным количеством информации, в том числе негативной (новости о катастрофах, преступлениях). Это вызывает ощущение опасности мира вокруг. Идеальные картинки в соцсетях развивают комплекс неполноценности.
- Физиологические причины. Хронические болезни, гормональные изменения, недостаток сна и отдыха. Последнее часто связано с повышенной нагрузкой (помимо школы, ребёнок посещает множество секций и кружков).
Повышенная тревожность редко имеет только одну причину, обычно это комбинация разных факторов.
«Гаджеты, вернее, их постоянное использование, могут увеличивать тревожность. Особенно это касается социальных сетей — из-за сравнения себя с другими людьми, кибербуллинга и думскроллинга (когда человек читает плохие новости и не может остановиться)».
Мария Макухинаклинический психолог детской клиники «Фэнтези»
Как проявляется повышенная тревожность у детей
Симптомы зависят от возраста, темперамента и ситуации. Важно отличать нормальные возрастные страхи (например, боязнь темноты у дошкольников) от тревожности, которая мешает в повседневной жизни.
Все признаки можно разделить на 4 категории: эмоциональные, поведенческие, физические и когнитивные.
1. Эмоциональные симптомы
Один из них — чрезмерное беспокойство. Ребёнок постоянно тревожится из-за вещей, которые кажутся незначительными («А вдруг мы опоздаем?», «Что, если я забуду тетрадь?»). К этой категории также относятся раздражительность и плаксивость из-за мелочей. А также ощущение «всё не так», даже если объективных причин нет.
Ребёнку сложно расслабиться даже во время игр или отдыха. У него может появиться необоснованное чувство вины или стыда, страх расстроить родителей или учителей.
2. Поведенческие симптомы
К ним можно отнести избегание привычных ситуаций: отказ ходить в школу, в гости, на детскую площадку или в торговый центр. А также страх перед неудачей, например школьник панически боится выходить к доске, ведь ответ может быть неправильным.
Другие признаки повышенной тревожности — ритуалы и навязчивые действия. Например, пересчёт ступенек, многократная проверка портфеля, постоянное мытьё рук. Это может быть признаком ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), которое часто сопутствует тревожности.
Ребёнок может постоянно искать подтверждения чему-то. Например, спрашивать: «Ты точно меня заберёшь?», «А мы не опоздаем?» по 10 раз в день.
3. Физические симптомы
Тело реагирует на стресс разными проявлениями. Ребёнок может жаловаться на головные боли или боли в животе, тошноту (особенно перед походом в школу или садик). Иногда возникают учащённое сердцебиение, потливость, дрожь. Часто тревожность сопровождают проблемы со сном и аппетитом: ночные кошмары, боязнь спать в темноте, отказ от еды или, наоборот, «заедание» тревоги.
4. Когнитивные симптомы
Из-за постоянного беспокойства ребёнку сложно сосредоточиться на учёбе, успеваемость снижается. Страх сделать что-то неидеально заставляет отказываться от любой новой деятельности. Возникают тревожные мысли: «Если я ошибусь, меня выгонят из школы» или «Если мама задерживается, значит, с ней что-то случилось».
Чем опасна повышенная тревожность
Это не просто временные страхи, а состояние, которое может повлиять на всю жизнь ребёнка. Если его не корректировать, тревожность может привести к серьёзным проблемам в эмоциональном развитии, социальной адаптации, физическом здоровье и даже когнитивных способностях.
Детская тревожность может перерасти в клинические формы:
- генерализованное тревожное расстройство — постоянное беспокойство обо всём;
- социальное тревожное расстройство — панический страх осуждения;
- панические атаки;
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР — навязчивые мысли и ритуалы).
Хроническая тревожность истощает нервную систему, что повышает риск депрессии в подростковом возрасте. Перфекционизм мешает учёбе: «Лучше не сдам, чем сделаю плохо».
По словам Марии Макухиной, одно из проявлений тревожности — использование охранительного поведения: ребёнок начинает избегать ситуаций, в которых он может испытать стресс. Например, перестаёт выходить к доске на уроках, начинает прогуливать школу, чтобы вообще не попасть на урок со строгим учителем или не встретиться с одноклассниками, которые его обижают. Как следствие, теряются социальные связи и возможности.
Постоянный страх осуждения мешает заводить друзей и развивать новые навыки. Навязчивые мысли: «Я не справлюсь», «Я странный» приводят к снижению самооценки, замкнутости. Тревожные дети чаще становятся жертвами буллинга, так как не могут дать отпор.
Постоянная бессонница и ночные кошмары провоцируют хроническую усталость и раздражительность. А длительный стресс ослабляет иммунитет. Нарушения аппетита могут привести к расстройствам пищевого поведения, например перееданию или анорексии.
Подростки с повышенной тревожностью могут убегать из дома из-за страха наказания или конфликтов. А также у них может быть саморазрушающее поведение (например, режут руки, чтобы заглушить тревогу). Стремясь заглушить беспокойство, подростки могут пробовать алкоголь или наркотики.
Важно: тревожность — это не слабость, а сигнал, что ребёнку нужна помощь. Своевременная поддержка может изменить его будущее.
Как помочь ребёнку
С помощью правильной поддержки, терпения и (в некоторых случаях) профессиональной помощи повышенную тревожность можно значительно уменьшить.
Первый шаг — создать для ребёнка безопасную среду. Принимайте его чувства, не говорите: «Не переживай, всё ерунда» — это обесценивает его эмоции. Лучше поддержите: «Я вижу, ты волнуешься. Давай разберёмся вместе».
Чёткий режим дня снижает тревожность (особенно у детей 3–10 лет). Заранее предупреждайте об изменениях: «Завтра мы поедем к тёте, вернёмся вечером». Постарайтесь не ссориться с другими членами семьи при ребёнке, ограничьте просмотр новостей, драматичных и страшных фильмов.
Постепенно расширяйте зону комфорта ребёнка. Тревожные дети избегают пугающих ситуаций, однако это только усиливает страх. Задача — мягко подводить к получению нового опыта, но не заставлять. Задавайте вопросы, которые помогут посмотреть на ситуацию под другим углом: «Что самое плохое может случиться? А как мы с этим справимся?».
Важно понимать, что тревожность — это нормальное состояние, мы не можем полностью от неё избавиться. Она нужна, чтобы сигнализировать об опасности, помогает организму мобилизоваться.
Тревожность становится проблемой, когда она очень сильная, выраженная, появляется в неопасных ситуациях, влияет на учёбу, отношения, социальные контакты. А также если подключаются соматические симптомы: головные боли, проблемы с ЖКТ. Всё это поводы обратиться к специалисту.
Техники, которые помогут ребёнку справиться с сильной тревожностью
Первая — дыхание по квадрату. Это глубокое дыхание животом: вдох на 4 счёта, потом задержка дыхания на 4 счёта, выдох на 4 счёта и задержка дыхания тоже на 4 счёта. Так нужно сделать несколько циклов. Таким образом мы стимулируем блуждающий нерв, который отвечает за работу парасимпатической системы, и помогаем себе расслабиться, снизить напряжение и тревогу.
Вторая техника основана на осознанности и фиксации на органах чувств. Можно выбрать какой-то предмет и описать его с точки зрения разных чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как он выглядит, какой он на ощупь, какие звуки может издавать, какой у него может быть вкус и запах?
Другой вариант этой техники — дать задания своим органам чувств: найти 5 круглых предметов вокруг себя или 5 красных предметов, прислушаться и выделить 4 разных звука, 3 разных тактильных ощущения, 2 разных запаха и 1 вкус. С помощью этой техники мы помогаем себе переключиться с тревожных мыслей и зафиксироваться в настоящем моменте.
Главное
Тревога — важная часть жизни, и её нужно научиться проживать. Задача родителей — помогать ребёнку справляться с ситуациями, которые вызывают дискомфорт. Важно создать для него безопасную среду, проявлять эмпатию, но не потакать, когда он стремится избегать тревожащих ситуаций. Вместо этого постарайтесь расширить зону комфорта ребёнка, научить принимать происходящее без страха, мягко подводите его к получению нового опыта.
Почему ребёнок часто болеет и что делать родителям: советы врачей