Надо ли ограничивать детям время пребывания в гаджетах? Отвечает психолог

Понятие цифрового детокса — периодов, свободных от использования экранов компьютеров или смартфонов, — стало очень популярным. Особенно часто его используют родители в отношении детей. Мама и папа устанавливают ограничения на экранное время, не позволяют ребёнку сидеть в интернете часами и периодически отбирают гаджеты. Насколько этот подход эффективен и поможет ли он уберечь детскую психику от пагубного влияния Всемирной паутины?

Надо ли ограничивать детям время пребывания в гаджетах? Отвечает психолог
© Iuliia Burmistrova/iStock.com

Многие специалисты считают, что для сохранности психического здоровья имеет значение не столько время, проведённое перед экранами, сколько наличие зависимости. Исследователи пришли к выводу, что для профилактики суицидального поведения важнее учить подростков грамотному поведению в Сети, а не ограничивать время пребывания там.

Расстройства психики и суицидальные мысли на самом деле связаны с зависимостью от мобильных телефонов, а не с количеством времени, проведённого за экраном.

«Опасность представляет именно формирование зависимости, а не просто долгое "залипание" в интернете. Если ваш ребёнок проводит много времени у экрана, но при этом готов с лёгкостью переключиться — если вы, к примеру, обратились к нему с тем или иным вопросом, — беспокоиться не стоит. А вот если он впадает в истерику, когда от него требуется оторваться от гаджета, и готов на всё, лишь бы продолжить своё пребывание в Сети, стоит насторожиться. Именно это называется зависимостью — не длительность собственно занятия, а невозможность от него отказаться».

Олег Шевченко
Олег Шевченкопедагог, психолог, психотерапевт

Как понять, что у ребёнка сформировалась зависимость от интернета

Большинство детей и подростков подолгу используют гаджеты каждый день для самых разных целей и при этом не испытывают никаких проблем с психикой.

Поводом для беспокойства можно считать следующие моменты в поведении вашего ребёнка:

  • Он испытывает сильный стресс, когда не имеет возможности пользоваться смартфоном или компьютером.
  • Не может остановиться, даже когда этого требует учёба, отношения с друзьями, здоровье. Всем этим он готов пожертвовать ради Сети.
  • Не ложится спать до глубокой ночи или встаёт по ночам, чтобы залезть в компьютер.
  • С течением времени его привязанность к экрану растёт.
  • Основные предметы его интереса — соцсети или видеоигры.
Олег Шевченко: «Последний момент очень важен, но не все родители это понимают. Дело в том, что интернет давно перестал быть только средством развлечения, как он воспринимался на заре своего появления. Сейчас это одно из главных средств информации, обучения, просвещения. И надо понимать, для каких целей использует его ваш ребёнок. Если он смотрит интересные ролики, фильмы, образовательные программы, если делится полученными впечатлениями в соцсетях с друзьями, ничего страшного, даже если он тратит на это много времени».

Если общение в соцсетях напоминает переливание из пустого в порожнее, а оторваться от этого занятия ребёнку трудно, это уже тревожный звоночек. Наибольшую же опасность в плане формирования зависимости представляют собой видеоигры.

Как отвлечь ребёнка от компьютерных игр

Психолог отмечает, что видеоигры могут быть полезны: они развивают когнитивные способности, внимание, память, навыки принятия решений. Многие из них дают возможности для коммуникации, способствуют межличностному взаимодействию.

Однако в случае с видеоиграми опасность формирования зависимости возрастает, поскольку тут к зависимости от экрана может добавиться классическая игромания.

При возникновении такой зависимости родителям стоит совершить несколько шагов:

  1. Поговорите о проблеме с ребёнком — объясните ему, что его стремление к игре чрезмерно, что он испытывает неадекватно сильные эмоции при невозможности играть.
  2. Установите тайминг — это как раз тот случай, когда экранное время нужно ограничить. В идеале оно должно быть не более двух часов в день, но, если вы видите, что ребёнку это сложно, начните сокращать время постепенно.
  3. Помогите ему заменить деструктивную привычку чем-то интересным и полезным: спортом, прогулками, творчеством, реальным общением с друзьями, настольными играми.
  4. Если самостоятельно справиться с зависимостью не получается, обязательно обратитесь к помощи психотерапии, в том числе групп по типу «анонимных игроманов».

Как сформировать здоровое отношение детей к гаджетам

Не стоит ставить перед собой задачу свести к минимуму экранное время — это невозможно и бессмысленно, учитывая растущую роль интернета в нашей жизни. Гораздо важнее вовремя заметить, что гаджеты начали не помогать, а портить жизнь вашему ребёнку.

Как снизить негативное влияние гаджетов на психику:

  • Обсуждайте с детьми вопросы использования экрана, сами подавайте пример здоровых привычек в этой сфере. Экранное время опасно, когда замещает собой физическую активность, личное общение и, что особенно важно, сон.
  • Воздерживайтесь от «зависания» в гаджетах перед сном сами и объясните ребёнку, что смартфон в постели наносит мозгу существенный вред.
  • Для того чтобы дети прислушивались к вашим словам, проявляйте интерес к их жизни, взглядам, увлечениям. Спрашивайте, почему они пользуются тем или иным устройством, игрой, приложением.
  • Не поучайте, не выпытывайте информацию у детей. Лучше рассказывайте о своём опыте поиска контента в интернете или интересуйтесь опытом друзей вашего ребёнка. Например, с какими проблемами те сталкиваются при поиске нужного контента: отвечая на такие вопросы, ребёнок скорее начнёт рассказывать о своих делах, а не о друзьях.
  • Постоянно предлагайте детям альтернативные варианты времяпрепровождения в реальной жизни: хобби, путешествия, спорт и пр. Не опускайте руки, даже если поначалу ребёнок будет отказываться, — возможно, вы просто пока не нашли занятие, которое способно его увлечь.

Главное

Родителям не следует вступать в постоянные конфликты с детьми, стараясь ограничить их экранное время, — в таких ограничениях нет необходимости. Интернет и гаджеты приносят много пользы, а опасными становятся лишь в тех случаях, когда у ребёнка появляется зависимость от них. Наибольший риск в этом плане представляют собой соцсети и видеоигры. Избежать зависимости или справиться с ней помогут доверительные отношения родителей с ребёнком и интересные занятия для детей вне Сети.

Повышенная тревожность у детей: как проявляется, чем опасна и что делать родителям