«Хочу на сцену»: что даст вашему ребёнку театральная студия

Мечтаете, чтобы ваш ребёнок был уверенным и свободным в общении? Возможно, театральная студия — именно то, что нужно. Занятия сценическим искусством могут стать для детей не только хобби или ремеслом, но и способом развить коммуникативные навыки. Чему учат в детских актёрских студиях, какие есть плюсы и минусы у таких занятий и как они могут изменить характер человека, рассказывает художественный руководитель детского театра Елена Широкова.

«Хочу на сцену»: что даст вашему ребёнку театральная студия
© SeventyFour/iStock.com

Какие навыки даёт обучение в театральной студии

Елена Широкова уверена, что любой ребёнок талантлив — главное, его заинтересовать и замотивировать. Мир театра даёт детям всестороннее развитие. В частности, занятия сценическим искусством могут научить:

  • мастерству публичных выступлений;
  • умению общаться с самыми разными людьми;
  • эмпатии (пониманию и сочувствию к другим);
  • способности хорошо двигаться;
  • умению работать в коллективе.

Какие дисциплины изучают будущие актёры

В программы большинства детских театральных студий входят несколько базовых предметов.

1. Актёрское мастерство

  • работа над вниманием, памятью, фантазией;
  • постановка и проигрывание коротких сцен, этюдов, импровизация;
  • взаимодействие в паре и группе, развитие чуткости и умения слушать;
  • развитие способности выражать и контролировать эмоции;
  • анализ роли, понимание драматургии.

2. Сценическая речь

  • постановка правильного речевого дыхания;
  • дикция: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чёткость произношения;
  • работа над громкостью, тембром, интонацией голоса;
  • логика речи: расстановка пауз и ударений, осмысленное чтение текста;
  • выразительное чтение, декламация.

3. Сценическое движение и танец

  • пластика: развитие гибкости, координации, ритма;
  • раскрепощение: снятие мышечных зажимов;
  • основы хореографии: элементы классического, современного или народного танца (в зависимости от студии);
  • пантомима: выражение эмоций и действий без слов;
  • работа с пространством: умение свободно и органично двигаться по сцене.

4. Вокал (в музыкальных и эстрадных студиях)

  • постановка голоса, развитие слуха, пение сольно и в ансамбле;
  • работа над музыкальным материалом для спектаклей;
  • основы нотной грамоты.

5. История театра (для старших групп)

Знакомство с выдающимися актёрами, режиссёрами, театральными эпохами.

6. Постановка спектаклей и концертных номеров

Практическое применение полученных знаний, работа над ролью в конкретном произведении.

Сколько стоит обучение в театральных студиях и школах

Цены на обучение варьируются в зависимости от престижности заведения, квалификации преподавателей, количества занятий в неделю и наличия дополнительных дисциплин.

Разовое пробное занятие некоторые студии предлагают посетить бесплатно или за символическую плату — от 500 до 1500 рублей.

Месячный абонемент:

  • Небольшие студии, ДК: от 4000 до 7000 рублей в месяц за 2–3 занятия в неделю (1,5–2 часа каждое).
  • Хорошо зарекомендовавшие себя студии и курсы: от 8000 до 15 000 рублей в месяц за 2–3 занятия в неделю, часто включающие несколько дисциплин (актёрское мастерство, речь, движение). Это могут быть и студии при известных театрах или актёрских школах.
  • Известные школы, комплексные программы: от 15 000 до 30 000 рублей и выше в месяц. Такие программы могут включать 3–5 занятий в неделю, большое количество дисциплин, индивидуальные занятия, участие в профессиональных постановках и фестивалях.

Перед выбором студии рекомендуется посетить пробное занятие, ознакомиться с расписанием, программой и лично пообщаться с педагогами.

Когда лучше начать учиться актёрскому мастерству

Эксперт считает, что в этом вопросе важна специализация. Если мы говорим об артисте, поющем и танцующем, лучше начинать раньше — с 5 лет, пока ребёнок способен легко впитывать новое.

«У нас в театре есть концертный ансамбль, который дважды брал первые места на конкурсах по России. Мы там поём на 6–8 голосов очень сложные вещи. И практически весь ансамбль состоит из ребят, которые пришли в подготовительную группу в 5 лет. Почему? Потому что многое успели в детстве, в них были уже заложены базовые знания, с помощью которых можно достигать больших высот в дальнейшем».

Елена Широкова
Елена Широковахудожественный руководитель Детского эстрадного музыкального театра «Мюзикл»

Что касается непосредственно актёрского мастерства, Елена уверена, что при стойком желании никогда не поздно начинать. Хотя, как правило, многие приходят в театральные студии в начальных классах, а к восьмому уже определяются, хотят этим заниматься или нет.

С какими сложностями сталкивается ребёнок-артист

Основная сложность — высокая нагрузка. Студии с большим количеством предметов становятся практически второй школой для детей, заполняющей всё их свободное время.

Елена Широкова: «Когда я принимаю ребят, родителям сразу говорю: вы нас ни с кем не сможете совмещать. В начале — в первом, втором, третьем классе — ребята ещё успевают в бассейн, на ИЗО или на футбол ходить. Но чем старше становятся, тем больше нагрузки. Если ребёнок попадает в концертную группу, это "съедает" всё его время. У нас даже есть дети, которые профессионально ориентируются к средним классам и уходят на домашнее обучение».

Из личного опыта Юли, мамы двух юных актёров, 11-летнего Феди и 6-летнего Никиты:

«Самая главная сложность — водить детей и привыкать к такому режиму. Старший пошёл в театральную студию, когда перешёл во второй класс школы. Нам было непривычно, что он каждый день должен после уроков бегом бежать на занятия, где-то перекусывать и потом ещё успевать делать уроки. Плюс, помимо школьной "домашки", нужно делать уроки и для театра. Сейчас старший уже закончил третий класс. Привык. Сам себя организовывает и сам ходит. Теперь младшего водим с мужем по очереди. И каникул у детей как таковых нет: они каждый день ходят в студию».

Однако, по словам художественного руководителя, большую занятость детям компенсирует «счастье быть на сцене».

Можно ли распознать будущую звезду театра и кино?

Руководитель театра считает, что нет особенных данных, предрасполагающих к актёрству.

Елена Широкова: «Бывает, мальчик или девочка в раннем возрасте очень скромные. Мышки такие, не проявляющие себя. Потом эти же дети выдают яркий результат. А есть варианты, когда ребёнок обладает потрясающими энергией и харизмой, участвует во всевозможных проектах, съёмках, его очень любят режиссёры. Потом вырастает, становится обычным человеком, хорошим, но совершенно в другой профессии. Одна наша ученица, которая всегда играла только звёздные роли, собирала гран-при на всех конкурсах, после школы поступила в университет имени Баумана и сейчас физик».

Елена отмечает: увидеть, кто в будущем станет звездой, очень сложно. Педагог рассказывает, как одно время у них учился актёр Владислав Тирон (сыграл главные роли в сериале «Триггер» и в фильме «Фандорин. Азазель»):

«На момент поступления к нам Влад хотел работать проводником в поезде. Первые три года он не попадал ни в одну ноту. Был очень скромный, незаметный. К шестому классу стал хорошо читать, делать успехи в художественном слове, начал петь в ансамбле в многоголосье. Потом поступил в театральный институт имени Щепкина, закончил его и сейчас стал звездой».

Ещё, по словам педагога, у них училась девочка, которая никак не справлялась, и её планировали отчислять:

«Помню, как говорила её маме, что всё-таки театр не для вашей девочки, давайте не будем мучить ни нас, ни ребёнка. Но мама просила потерпеть ещё чуть-чуть. В итоге сейчас её дочка — актриса в Театре Наций».

Могут ли родители помочь ребёнку стать звездой?

Это частый вопрос, отмечает эксперт. Самый популярный путь — найти талантливого кастинг-директора, который поверит в ребёнка и начнёт его продвигать.

Однако гораздо лучше сконцентрироваться на совершенствовании профессиональных навыков. В этом ребёнку помогут:

  • участие в фестивалях и мастер-классах;
  • участие в проектах театральной и актёрской импровизации;
  • подготовка тематических концертов к различным праздникам;
  • подготовка творческих вечеров и капустников. По словам Елены, ребята часто самостоятельно организуют собственные выступления и юмористические сценки к праздникам, особенно ко Дню театра;
  • участие в спектаклях;
  • участие в конкурсах: вокальных, танцевальных, чтецов или песенных. Например, «Открытая книга» и «Живой микрофон».

Как театр меняет характер ребёнка

По мнению Елены, театр делает ребёнка «неудобным», им становится сложно управлять.

Елена Широкова: «Ребёнок, прошедший через театральную студию, умеет говорить "нет", потому что в процессе обучения он в том числе рефлексировал: почему я так поступаю, почему окружающие так поступают? Театр изучает человеческие взаимоотношения. Поэтому маленький артист умеет задумываться и спорить».

Иногда ребёнок учится актёрству наперекор желанию родителей. И тогда это для него становится стимулом добиться успеха. Он говорит: «Вы в меня не верите, а я всё смогу». Педагог считает, что упорство и сильный характер очень важны, потому что обучение в театральном институте сложное:

«В театральном институте человека в каком-то смысле ломают, потому что актёр — это человек, переживший некие травмы, прошедший через жизненные перипетии. Только в этом случае ему будет о чём рассказать».

Кем может стать выпускник театральной студии

  • актёром
  • режиссёром
  • звукорежиссёром
  • певцом
  • ведущим
  • художником-сценографом
  • педагогом
  • театроведом
  • театральным критиком
Елена Широкова: «В театральных студиях дети получают всестороннее развитие. При наличии работоспособности они добиваются больших высот — и на конкурсах, и в профессиональной деятельности. Многие наши выпускники получили работу в известных театрах и на киностудиях. Есть немало и тех, кто не пошёл в театральную профессию, но при этом они выросли свободными, общительными, уверенными в себе людьми».

Главное

Обучение в театральной студии — не только повод похвастаться эффектными выходами на сцену, но и способ вырасти в сильную, уверенную и свободную личность. Путь актёра требует серьёзных усилий. У юного артиста может совсем не оставаться свободного времени. После школы он бежит в студию, а вечером делает домашнюю работу и для основной программы, и для дополнительной. Однако навыки, которые приобретает такой ученик, пригодятся ему в любой сфере деятельности.

Танец уверенных детей: что такое Vogue dance и почему он популярен

Видео по теме от RUTUBE