Одинаковые, но разные: тайны отношений близнецовых пар

Они появляются на свет уже вдвоем, с самых первых дней чувствуя связь и постоянное присутствие «второго я». Вся жизнь близнецов подчинена особому положению, которое одновременно даёт силу и вызывает зависимость. С какими сложностями сталкиваются дети с одинаковыми лицами, есть ли у них привилегии перед обычными детьми, и чем близнецы отличаются от двойняшек, мы узнали у психолога Евгения Идзиковского.

Одинаковые, но разные: тайны отношений близнецовых пар
© September15/iStock.com

В 1979 году ученые Миннесотского университета исследовали личности близнецов, чтобы выяснить, что сильнее формирует человека: наследственность или среда. Они собрали данные 137 пар близнецов и тройняшек, которые выросли отдельно. Главный вывод исследования: однояйцевые близнецы, даже если их воспитывали в разных семьях, часто имеют схожие черты характера и интересы.

Особенно авторов поразила история близнецов, разлучённых в младенчестве, которые во взрослой жизни выбрали одну профессию, одинаково сильны в математике и даже страдают от одних и тех же мигреней. Об этом рассказано в книге американского эволюционного психолога и поведенческого генетика Нэнси Сигал «Рождены вместе — воспитаны порознь», опубликованной в 2012 году.

Близнецы v.s двойняшки: сравниваем психологические портреты

У однояйцевых близнецов, которые генетически идентичны, психологические черты более схожие:

  • Близнецам более свойственна синхронность в темпах развития, привычках и эмоциональных реакциях. Они чаще копируют друг друга в поведении и дольше сохраняют общее «мы».

У разнояйцевых двойняшек различий больше с самого начала:

  • Двойняшки могут отличаться внешностью, характером, интересами, поэтому роль друг друга им не так важна, и самостоятельность у каждого ребёнка формируется раньше.

Чем близнецы и двойняшки отличаются от обычных детей

Психолог Евгений Идзиковский отмечает, что близнецы и двойняшки с первых дней жизни чувствуют особенную связь. Это и есть то главное, что делает их «близнецовой парой» и отличает от братьев и сестёр, рождённых по очереди.

«Привычка быть рядом с другим человеком у близнецов глубже, чем у детей, появившихся в одиночку. Поэтому близнецы часто действуют как единое целое: ищут друг друга глазами, успокаиваются рядом, начинают игру не только с родителями, но и с братом или сестрой».

По словам эксперта, в раннем детстве близнецы нередко позже начинают говорить, чем другие дети. Объясняется это тем, что внимание родителей приходится делить сразу на двоих, и взрослой речи в адрес каждого звучит меньше. Иногда дети создают свой, понятный только им «секретный язык». Обычно это временное явление, и к школьному возрасту разница в речевом развитии сглаживается.

Евгений Идзиковский: «У близнецов рано формируется “мы-идентичность”: ощущение, что они не только отдельные личности, но и часть пары. Это одновременно и сильная опора, и слабость, ведь сепарация друг от друга может даваться сложнее».

Общие черты детей, «рождённых в паре»

По словам эксперта, у близнецов есть свои уникальные психологические преимущества. С самого рождения они учатся жить в тесной связке, и это формирует навыки, которые другим детям приходится осваивать позже и дольше.

Сильные стороны близнецов и двойняшек:

  • Умение тонко чувствовать настроение другого, подстраиваться под его состояние, предугадывать потребности. Близнецы быстрее распознают эмоциональные сигналы и лучше координируют совместные действия.
  • Взаимная поддержка. Когда у ребёнка есть кто-то «свой» рядом, это снижает стресс в новых для него ситуациях: в саду, в школе, на детских праздниках и т.д.
Евгений Идзиковский: «Близнецы чаще идут на эксперименты и пробуют новое, потому что чувствуют “страховку” в лице брата или сестры. Это делает их смелее в социальном плане и иногда помогает легче справляться с трудностями адаптации».
  • Развитые социальные навыки внутри пары. Дети рано учатся делить пространство, игрушки, внимание родителей. Такие навыки помогут им в жизни, когда придётся работать в коллективе, учитывать чужую позицию и решать общие задачи.

«Теневая сторона» жизни «одинаковых» братьев и сестёр:

  • Трудности в установлении личных границ.
  • Зависимость от своего близнеца. Ребёнок не хочет ничего пробовать без брата или сестры, боится действовать в одиночку.
  • Неумение сказать «нет». Привычка договариваться внутри пары приводит иногда к тому, что вне её дети чувствуют себя растерянными и не умеют защищать собственные интересы.
  • Позднее взросление. Пока обычный ребёнок пробует проявлять самостоятельность, близнецы с этим не торопятся. У них есть привычный партнёр, и выход во внешний мир им не так интересен.

Из личного опыта Веры, сестры-близнеца Вики:

«Главный плюс нашего детства: нам не нужны были друзья. Я никогда не была одинока. Класса до 9-10-го, когда наши пути слегка разошлись, и у нас появились отдельные друзья и подружки, мы не нуждались в компании. Вечерами всегда было с кем поболтать, поделиться новостями, посмеяться.

Одинаковую одежду мы носили ровно до того момента, пока нас одевала мама. Проблема ещё состояла в том, что мама в наш подростковый период (а это были 90-е) могла “достать” только одни модные джинсы или пару сапог. Дальше главное – схватить вещь первой. Я ставила будильник пораньше, чтобы проснуться, прыгнуть в эти джинсы или сапоги и выбежать в школу.

Ещё из неприятных моментов: я лучше Вики училась в школе, серьёзнее относилась к урокам, но многие учителя почему-то считали, что не ее ко мне нужно “подгонять”, а меня к ней. Ставили тройки, начинали “валить”. Почему-то им казалось, что мы должны одинаково учиться.

Но, в целом, плюсов было больше. Любовь одинаково чувствовали, ревности не было. Спасибо родителям».

Распределение ролей внутри близнецовой пары

У близнецов часто формируется не только свой «микромир», но и довольно чёткие роли. Один ребёнок может быть более активным и общительным, другой — спокойным и замкнутым. Один становится «лидером» и берёт на себя инициативу, другой — ведомый, ему достаточно наблюдать. Иногда различия касаются не только поведения, но и способа контактировать с миром. Например, один близнец чаще вступает в разговоры со взрослыми, другой — предпочитает молчать и полагаться на брата или сестру.

По словам Евгения Идзиковского, так дети, чтобы не конкурировать напрямую, бессознательно распределяют роли: кто-то берёт на себя функцию «связующего» с внешним миром, а кто-то — «хранителя» внутреннего единства пары.

Специалист считает, что такая стратегия помогает в детстве, но в будущем может мешать. «Ведущий» рискует устать от чрезмерной ответственности, а «ведомый» — комплексовать из-за недостатка самостоятельности и уверенности в себе.

Пол также играет важную роль:

  • Две девочки обычно выстраивают более эмоционально насыщенные отношения, полные взаимной заботы.
  • Два мальчика чаще конкурируют и меряются силами, что может ускорить развитие самостоятельности, но в то же время усилить соперничество.
  • В смешанной паре, где мальчик и девочка, сестра выбирает более «опекающую» роль, а мальчик пробует себя в позиции лидера.

Из личного опыта Михаила Поляруса, редактора вертикали «Рамблер/Технологии и тренды»:

«Затрудняюсь выделить какой-то минус, когда ты брат, а у тебя сестра-двойняшка. Периодически приходилось "впрягаться" за сестру, если её обижали или задирали, но, справедливости ради, сестра тоже меня защищала.

А вот плюсов было явно больше: когда болели, заботились друг о друге, она мне помогала сделать домашние задания по русскому языку, литературе и обществознанию, я помогал с физикой и иногда с математикой.

Сейчас же из минусов можно выделить только то, что после смерти отца, когда занимались похоронами, пришлось брать на себя все вопросы, в которых требовалась рассудительность и холодная голова. В остальном же сохраняем взаимопонимание, поддержку и любовь, хотя вместе и не живём».

Эмоциональная связь близнецов и их «секретный язык»

Эмоциональная связь между близнецами, как правило, настолько сильная, что разлука маленьким детям может казаться очень тревожным событием. Особенно ярко это проявляется в детском саду, когда их впервые разделяют по разным группам даже в игре. Для большинства пар это не просто временное расставание, а ощущение потери части себя. Известно также, что многие близнецы чувствуют друг друга на расстоянии.

Из личного опыта Веры:

«Связь с сестрой я определённо чувствую даже сейчас, когда у нас свои семьи, и мы редко видимся. Были моменты, когда мне было плохо, Вика могла позвонить именно в этот момент, спросить, всё ли у меня в порядке. Помню, я попала в небольшую аварию. Она мгновенно позвонила, я ещё не успела никому скаазать. Есть и синхронность событий в нашей жизни. Мы родили младших сыновей с разницей в полгода».

Однако, по словам Евгения Идзиковского, именно постепенное привыкание быть «самому по себе» — важный этап развития для участника близнецовой пары.

Евгений Идзиковский: «Если дети-близнецы всегда вместе, есть риск, что они будут подстраиваться только друг под друга, с трудом вливаться в новые коллективы, отказываться брать на себя отдельные роли. Поэтому рекомендуется искать баланс: давать детям возможность быть вместе, но и создавать ситуации, когда они действуют по отдельности. Например, можно начинать с разных мест за столом, других партнёров в игре, позже добавлять отдельные занятия или кружки».

У трети пар среди близнецов и двойняшек нередко встречается так называемый «близнецовый язык». Особые слова, жесты, звуковые комбинации, понятные только им двоим. Иногда это целая система общения, напоминающая секретный код. Учёные называют такое явление криптофазией. «Свой язык» чаще появляется в тех парах, которые много времени проводят наедине, меньше слышат взрослую речь, и начинают изобретать собственные способы договориться.

Евгений Идзиковский: «Внешне это выглядит очень трогательно: близнецы переглянулись — и каждый понимает, чего хочет другой. Однако, когда дети слишком полагаются на свой язык, их речь для внешнего мира развивается медленнее. И если в семье мало индивидуального общения “взрослый—ребёнок”, то разрыв с нормой может быть заметнее. С другой стороны, для психики ребёнка это не только барьер, но и ресурс. Собственный язык укрепляет ощущение близости, помогает справляться с тревогой. Со временем, к четырём–пяти годам, такие языки почти всегда исчезают, уступая место обычной речи».

Психолог уверен: не стоит запрещать или высмеивать «секретный язык» близнецов. Однако полезно развивать обычную речь детей: переспрашивать, проговаривать правильно, читать и разговаривать индивидуально с каждым.

Если же после четырёх лет дети продолжают говорить на «близнецовом», мало обращаются к взрослым или избегают общения с ровесниками, стоит показать их логопеду или детскому психологу.

Отношения близнецов и двойняшек с родителями

Родители близнецов и двойняшек сталкиваются с двойной нагрузкой и вынуждены делить внимание сразу на двоих. В первые годы именно мама чаще оказывается «центром вселенной», давая детям базовое чувство безопасности и заботы.

Папа в этой системе часто оказывается фигурой, которая помогает детям «выйти в свет». Он может по-разному взаимодействовать с каждым ребёнком, предлагать разные роли в играх. Когда отец видит в каждом близнеце отдельную личность и подчёркивает это, у детей появляется шанс быстрее почувствовать собственное «я».

Иногда близнецы начинают конкурировать за внимание мамы, и тогда один ребёнок «присваивает» себе больше контакта, а другой отходит в тень. В таких случаях участие отца может компенсировать перекос.

Евгений Идзиковский: «В психотерапевтической практике работа с родителями близнецов часто строится на том, как важно не только быть “мамой для двоих”, но и сохранять возможность быть мамой и папой для каждого в отдельности. Когда дети чувствуют, что их видят как отдельных личностей, им проще строить и отношения внутри семьи, и будущие связи с внешним миром».

Как воспитывать близнецов и двойняшек

Главная задача родителей и специалистов — помогать таким детям меняться ролями. В детском саду полезно разделять близнецов на разные подгруппы, чтобы каждый учился взаимодействовать без привычной опоры.

Евгений Идзиковский: «В терапии с близнецами акцент делается на развитии индивидуальности каждого: специалист помогает ребёнку находить собственные интересы, строить отношения не только внутри пары. Часто хорошо работает игровая терапия, когда дети пробуют новые модели поведения, и семейные консультации, на которых родителям объясняется, как давать каждому ребёнку свою зону свободы и ответственности».

Сигналы тревоги в поведении близнецов

По словам психолога, если в развитии близнецов вы заметите эти особенности, стоит начать волноваться:

  • Стойкая задержка речи. Лёгкое отставание допустимо, но, если после трёх–четырёх лет ребёнок говорит мало, продолжает пользоваться только «секретным языком» или позволяет говорить брату или сестре вместо себя, это сигнал обратиться к специалисту. Особенно опасно, если ребёнок избегает контакта с другими детьми или взрослыми.
  • «Жёсткая» фиксация ролей. Если один из близнецов всегда активный и решительный, а другой остаётся в тени, не проявляет инициативы, отказывается пробовать новое, такая ситуация ведёт к проблемам с самооценкой и может закрепиться на долгие годы.
  • Слишком эмоциональная реакция на разлуку. Когда дети категорически не могут переносить даже краткое расставание, это сопровождается сильной тревогой, истериками, регрессом (например, возвращением к детским привычкам, от которых уже было отказались), это сигнал о проблемах с адаптацией.

Эксперт подчёркивает: раннее обращение к специалистам позволит скорректировать траекторию развития без долгосрочных последствий.

Взрослая жизнь близнецов

Если проблемы с сепарацией близнецов не были решены в детстве, последствия ощущаются и во взрослой жизни. «Не отделившиеся» близнецы продолжают жить, ощущая сильную взаимную зависимость. Влияние брата и сестры может ощущаться в выборе профессии, места жительства и даже романтических отношений.

Всё это может мешать «строительству» автономной жизни. Некоторые исследователи даже связывают чрезмерную близнецовую связь с риском формирования других зависимостей: например, человек ищет в алкоголе утешение, поскольку тоскует по тому «слиянию», которое ощущал в детстве.

В личной жизни «близнецовая зависимость» может проявляться по-разному. Одни избегают серьёзных отношений, опасаясь потерять уникальную связь, другие вступают в пары, но испытывают постоянное чувство вины.

У взрослых близнецов, сумевших пройти сепарацию, есть ряд своих преимуществ. Опыт постоянного взаимодействия делает их более эмпатичными, гибкими, способными к сотрудничеству. У них, как правило, более высокие показатели стрессоустойчивости и коммуникативных навыков. «Сильные» близнецы часто берут на себя лидерские роли, «тихие» преуспевают в профессиях, где нужно много общаться с людьми.

Главное

У близнецов и двойняшек особенный мир. В раннем детстве у них был свой язык, а глубокая эмоциональная связь, позволяющая им «чувствовать» друг друга на расстоянии, сохраняется на всю жизнь. Находясь всё время вместе, такие дети сложно сепарируются и привыкают к самостоятельности. Задача родителей – поддержать каждого ребёнка, сделать так, чтобы он научился осознавать свою индивидуальность, но при этом не разрушить ту особую связь, которая и делает близнецов такими неповторимыми.

Метод FAFO: почему родители разрешают детям наступать на грабли

Видео по теме от RUTUBE