Правила бытовой безопасности: когда можно оставлять ребёнка дома одного

Каждый родитель рано или поздно задаётся вопросом: можно уже оставлять ребёнка дома одного или пока не стоит? Порой кажется, что самостоятельность приходит сама собой: исполнилось 7 лет — значит, пора. Если ребёнок выглядит спокойным и занят мультиками — справится без проблем. Но это опасное заблуждение.

Правила бытовой безопасности: когда можно оставлять ребёнка дома одного
© Valeriy_G/iStock.com

Дело в том, что бытовая безопасность — это не врождённое качество, а навык. Его нужно целенаправленно формировать, чтобы ребёнок знал, что делать в непредвиденных ситуациях, и умел применять эти знания.

С какого возраста можно оставлять ребёнка одного

Дошкольников лучше не оставлять дома без взрослых: в критической ситуации они могут растеряться.

Закон в России на этот счёт не даёт однозначного ответа, ответственность родителей за обеспечение безопасности детей предусмотрена вплоть до 18 лет. А малолетним ребёнком, не отдающим себе отчёт в своих действиях (что влечёт за собой не только ответственность родителей, но и, что самое главное, риски для самого ребёнка), считается лицо в возрасте до 14 лет.

«В случае если с детьми случится какая-то беда, ответственность будут нести родители. Так что мы точно не рекомендуем торопиться оставлять детей одних дома. Совет: ориентируйтесь не только на возраст, но и на особенности именно вашего ребёнка: насколько он умеет контролировать эмоции, принимать решения в случае внешней опасности, обращаться за помощью».

Ольга Бочкова
Ольга Бочковапедагог, клинический психолог, основатель и руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой

Правила бытовой безопасности, которым нужно научить ребёнка

Начинается навык бытовой безопасности с правила: «Сначала предупреди родителей, а потом действуй». Оно пригодится в тех ситуациях, которые могут застать ребёнка врасплох.

1. В дверь звонит незнакомец

Доставка, сосед или человек в форме — детям может показаться, что дверь надо открыть. Но правило здесь одно: не важно, кто за дверью, сначала нужно предупредить родителей.

Ольга Бочкова: «Объясните ребёнку, что за закрытой дверью он в безопасности, а общаться с кем-то в отсутствие взрослых можно только с вашего разрешения. Полезно потренировать это в игре: пусть кто-то из взрослых позвонит в дверь, а ребёнок попробует применить правило. Так сценарий закрепится лучше, чем после простого разговора».

2. Запах дыма или гари

Если ребёнок почувствовал запах дыма, первое действие — позвонить в службу спасения по номеру 112 и описать ситуацию: где он находится, что произошло, как добраться до вашего дома. Потренируйтесь в игровой форме заранее: пусть ребёнок наберёт номер, назовёт адрес, опишет ситуацию. А вы будете в роли дружелюбного диспетчера, который поможет и сориентирует. Дети часто волнуются и путаются в стрессовой ситуации, а репетиция поможет снять лишнее напряжение.

Ольга Бочкова: «Если дыма становится слишком много, нужно быстро открыть дверь и выбежать на улицу, попросить помощи у взрослых и связаться с вами. Но при этом нельзя никуда не уходить с чужими людьми».

3. Протечка воды

Залило соседей, прорвало трубу, а в дверь уже звонят люди, требуя открыть. Для ребёнка это стресс, и он может растеряться. Поэтому важно закрепить правило: сначала сообщить родителям, потом действовать по их инструкции.

Полезно заранее проговорить вместе, какие варианты бывают: например, вода капает с потолка или, наоборот, протекла стиральная машина. Так ребёнок поймёт, что «протечка» — это не абстрактная угроза, а ситуация, которую он сможет распознать.

Как подготовить ребёнка и дом

Прежде чем оставить детей дома одних, нужно продумать несколько важных моментов:

  • Связь. Телефон всегда должен быть заряжен и под рукой. Номера родителей и 112 дети должны знать наизусть и иметь записанными в телефоне. Полезно также выучить номер соседа и свой адрес, а также записать их и повесить на видном месте.
  • Дом. Уберите острые предметы, лекарства, бытовую химию и всё, что может воспламениться. Заранее приготовьте еду, которую легко разогреть, и объясните, как это сделать.
  • Досуг. Если у ребёнка есть занятие по душе — книга, конструктор, альбом для рисования, — у него меньше соблазнов для опасных экспериментов. Заранее обсудите, чем он займётся, пока вас нет дома.

Главное

Безопасность — это навык, который формируется только через практику. Отрабатывайте с ребёнком разные сценарии в игровой форме: что делать, если звонят в дверь, если пахнет гарью или протекает вода. Попробуйте в выходные устроить «репетицию безопасности». Так ребёнок получит первый опыт, а вы убедитесь, что оставлять его дома — это не повод для тревоги, а шаг к настоящей самостоятельности.