«Синдром Карлсона»: опасен ли для ребёнка воображаемый друг
Каждая мама радуется, когда у ребёнка появляются друзья. А как реагировать, если они вымышленные? Учёные утверждают, что с воображаемыми друзьями общаются 65% детей в возрасте до 7 лет. Это явление называется «синдром Карлсона» (по аналогии с известным персонажем Астрид Линдгрен). Почему такой синдром возникает, не помешает ли он в дальнейшем общению и дружбе с реальными девочками и мальчиками и в каком случае родителям стоит насторожиться, разбираем с экспертами.
Что такое «синдром Карлсона»
«Синдром Карлсона» — разговорный термин. Им в быту называют феномен, при котором у ребёнка появляется воображаемый друг. Это не диагноз и не ярлык. В официальных классификациях (МКБ/DSM) такого расстройства нет. В науке этот феномен рассматривают как нормальную форму символической игры и проявление креативности ребёнка.
Вымышленный персонаж наделяется теми чертами характера и поведения, которые ребёнок сам ему придаёт. Такой друг может быть похож на реального человека, животное, персонаж из мультфильма, фильма или даже на фантастическое существо.
«Для ребёнка всё это не просто игра, а отражение его чувств, желаний и потребностей, которые он выражает через этот образ. Вымышленный персонаж служит важным психологическим ресурсом, в котором ребёнок черпает положительные эмоции в сложных ситуациях. Общаясь с несуществующим другом, ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, но по своей индивидуальной схеме».
Ника Болзанквалифицированный психолог, окончила аспирантуру БГУ «Медицинская психология», победитель международной научной онлайн-олимпиады по психологии «Психология без границ — 2021»
Признаки «синдрома Карлсона»
- Ребёнок регулярно упоминает невидимого персонажа, ведёт с ним диалог, распределяет роли в игре, увлечённо рассказывает о нём, как о реальном человеке, делится историями о совместных приключениях.
- Приписывает ему действия: «это Карлсон испугался», «он пролил сок», «съел конфеты». Важно помнить: когда ребёнок перекладывает на вымышленного друга ответственность за свой проступок, это не всегда признак лживости, а, возможно, способ справиться с чувством вины.
- Подробно описывает внешность, привычки, характер воображаемого друга.
- Отводит «Карлсону» особое место в играх. Он может накрывать на стол для двоих во время обеда, разговаривать с ним, комментировать его действия и даже спорить с ним.
- Обращается к нему, особенно в моменты тревоги, скуки, дома или перед сном.
Профессиональной диагностики «синдрома Карлсона» не существует. Родителям и педагогам достаточно ответить на три вопроса:
- Отличает ли ребёнок фантазию от реальности? (Да — норма)
- Есть ли у него интерес и контакт с реальными людьми? (Да — норма)
- Помогает ли «Карлсон» справляться со страхами и одиночеством, не становясь единственным собеседником? (Да — норма)
Соответственно, если все ответы «да», мы имеем дело с нормальным этапом развития ребёнка.
Причины возникновения «синдрома Карлсона»
- Богатое воображение и символическое мышление: ребёнок тренирует способность «как будто». Мир вокруг него становится источником вдохновения для создания невероятных историй, фантастических персонажей и собственных уникальных вселенных.
- Потребность в компании и автономии одновременно: друг всегда «доступен» и подчиняется правилам игры. Если малыш чувствует себя одиноким, испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками или просто нуждается в дополнительной поддержке, воображаемый друг может стать для него верным компаньоном, готовым всегда выслушать, поддержать и разделить его интересы.
- Эмоциональная самопомощь: воображаемый персонаж поддерживает в периоды перемен (переезд, садик/школа, развод родителей, появление младшего брата/сестры). Также он помогает бороться со страхами. Например, малыш боится темноты, а рыцарь в доспехах спасает его от чудовищ.
- Освоение правил: через диалог с «Карлсоном» ребёнок обдумывает запреты, справедливость, вину, стыд и гордость.
- Креативность: фантазия — ресурс для последующего обучения письму, рисованию, конструированию.
- Зеркало желаний: отражение идеального «Я». Ребёнок часто наделяет своего вымышленного друга теми качествами, которых ему самому не хватает или которые он особенно ценит. Это помогает ему почувствовать себя более уверенным, компетентным и значимым. Вымышленный друг становится своеобразным отражением идеального «Я», к которому ребёнок стремится.
Как «синдром Карлсона» влияет на развитие ребёнка
Вопреки распространённым опасениям, «синдром Карлсона» в подавляющем большинстве случаев оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, раскрывает перед ним новые горизонты для самовыражения и совершенствования. В частности, он способствует:
- Развитию воображения и креативности.
- Эмоциональной регуляции. Ребёнок учится называть и выдерживать чувства («Карлсону сейчас страшно, давай его успокоим»).
- Развитию социальных навыков. В играх с вымышленным другом ребёнок учится выстраивать отношения, разрешать конфликты, проявлять эмпатию и понимать чужие чувства. Он моделирует различные социальные ситуации и учится находить выход из сложных положений.
- Самоуважению, повышению самооценки. «Карлсон» может быть источником храбрости и поддерживающей обратной связи.
- Это укрытие от страхов и тревог. В трудные моменты жизни вымышленный друг может стать для ребёнка надёжным союзником, готовым защитить от страхов и утешить в горе.
- Получению психологической поддержки. Вымышленный друг может стать для ребёнка источником безусловной любви и признания.
Не помешает ли синдром дружбе с реальными детьми в саду и школе?
Чаще всего нет. У многих детей воображаемые друзья существуют параллельно с реальными отношениями.
Что может пойти не так:
- Насмешки сверстников. Тогда ребёнок перестаёт говорить о друге публично и переносит игру домой.
- Конфликты из-за «невидимого участника» («Карлсон тоже хочет в круг»). Задача взрослого — деликатно переводить игру в форму, приемлемую для всех («давай Карлсон будет наблюдателем»).
- Злоупотребление «оправданием» («это Карлсон разбил чашку»). Здесь важно мягко вернуть ответственность ребёнку.
- Преобладание воображаемого над реальным, когда общение с «Карлсоном» заменяет дружбу со сверстниками.
- Жизнь «в скорлупе»: отказ от реальных интересов и увлечений. В редких случаях ребёнок может настолько погрузиться в воображаемый мир, что теряет интерес к реальным событиям и занятиям.
«Синдром Карлсона»: норма или отклонение?
Норма — в случае, если «Карлсон»:
- появляется в дошкольном возрасте;
- не вытесняет реальное общение;
- не провоцирует опасное поведение;
- исчезает или уходит на второй план к 7–9 годам.
Повод обратиться к специалисту:
- Возраст ребёнка старше 10–12 лет.
- Размытая граница реальности: ребёнок уверяет, что видит и слышит «друга», пугается его, подчиняется «приказам». Часто говорит, что «друг» велит ему делать что-то плохое или пугает его.
- Устойчивая изоляция, избегание общения со сверстниками. Ребёнок теряет к ним интерес, отказывается от участия в кружках и т. д.
- Резкие регрессы: ухудшение сна, питания, учёбы, вспышки агрессии, самоповреждения.
- Сопутствующие симптомы: выраженная тревога, депрессивные признаки.
«Важно отличать воображаемого друга (осознанная игра "как будто") от иллюзий или галлюцинаций (насильственный, неконтролируемый сенсорный опыт, часто пугающий). При сомнениях лучше обсудить ситуацию с детским психологом, а при "жёстких" симптомах — с детским психиатром».
Андрей Закревскийпсихолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги
У ребёнка «синдром Карлсона». Как реагировать родителям:
- Не обесценивать. Фразы-помощники: «Расскажешь про него?», «Как он тебе помогает?». Проявлять интерес. Постарайтесь узнать больше о вымышленном друге ребёнка. Спросите, как его зовут, чем он любит заниматься, какие у него черты характера. Это поможет лучше понять мир ребёнка и укрепить вашу эмоциональную связь.
- Поддерживать игру, но помогать ребёнку отличать реальность от фантазии: «Я знаю, что это твой друг в воображении. Давай ему накроем стульчик возле нас». Напоминайте ребёнку, что вымышленный друг — это персонаж, а не реальный человек.
- Возвращать ребёнку ответственность. В ответ на «это Карлсон пролил» — «Мне важно, чтобы мы вместе вытерли. Ты отвечаешь за свои поступки».
- Поощрять общение ребёнка с реальными детьми. Создавайте условия для того, чтобы он мог общаться и играть с ними. Запишите его в кружок или секцию, приглашайте друзей в гости.
- Использовать ситуацию как «окно» в переживания. Если «Карлсон» боится садика — вероятно, боится и сам ребёнок. Разговаривайте об этом прямо: «Тебе самому тревожно? Что именно там сложнее всего?».
- Не преувеличивать значение «Карлсона» в жизни ребёнка. Чем спокойнее отношение, тем быстрее воображаемый друг станет всего лишь одним из жизненных эпизодов.
«Помните, что каждый ребёнок уникален и не существует универсального рецепта, как реагировать на появление вымышленного друга. Доверьтесь своей интуиции, проявляйте любовь и понимание, и вы обязательно найдёте правильный подход к своему малышу», — рекомендует Ника Болзан.
Чего точно нельзя делать
- стыдить ребёнка и «прогонять» друга;
- устраивать публичных разборок в садике или школе;
- подменять «Карлсоном» разговор о настоящих трудностях ребёнка;
- превращать в диагноз то, что считается возрастной нормой.
Что делать педагогам
- признавать право ребёнка на фантазию и не высмеивать;
- устанавливать простые правила класса: «В игре один голос на участника. Карлсон сегодня наблюдает»;
- использовать персонажа как ресурс на занятиях по речи и творческому письму («Напиши записку своему другу»).
Короткие ответы на частые вопросы родителей
- Не помешает ли «Карлсон» завести друзей?
Обычно нет. Если ребёнок охотно играет со сверстниками и только дома «зовёт» друга — это вариант нормы.
- Это не первый признак шизофрении?
Наличие воображаемого друга само по себе к психозам не относится. Тревожные признаки — страх, «голоса», навязчивые «приказы», отчуждение — требуют очной оценки специалиста.
- Можно ли «перенести» «Карлсона» в творчество?
Отличная идея: рисуйте, пишите мини-истории, снимайте влог о приключениях персонажа — так фантазия ребёнка становится ресурсом, а не проблемой.
Главное
«Синдром Карлсона» — особенность психического развития ребёнка, при которой у него появляется воображаемый друг. Как правило, это происходит в возрасте до 7 лет. Синдром — не болезнь, он может возникнуть, к примеру, если у ребёнка богатое воображение и хорошо развито символическое мышление. Другие причины — потребность в общении или сложный период в жизни (вымышленный друг — вариант самопомощи).
У «Карлсона» много плюсов: он помогает развить воображение, социальные навыки, самоуважение, поднять самооценку. Однако если ребёнок продолжает «дружить» с ним до 10–12 лет, пугается его и подчиняется его «приказам», проявляет агрессию, избегает общения со сверстниками, это уже повод обратиться к специалистам.