Проверено поколениями: что дают детям уроки фортепиано

Почему обучение детей игре на фортепиано не теряет популярности на протяжении веков? Дело в том, что это крайне полезно. Когда ребёнок играет на инструменте, его тело работает как единый слаженный механизм. В это же время мозг запоминает ноты, контролирует ритм и эмоциональное погружение в музыку. Такой процесс активирует разные зоны мозга, улучшает память и моторные навыки. Чем ещё полезна игра на клавишном инструменте, мы узнали у педагога по классу фортепиано Ирины Петровой.

Проверено поколениями: что дают детям уроки фортепиано
© Freepik

В исследовании Университета Либерти (США, 2022) рассматривались преимущества включения уроков фортепиано в учебную программу государственных начальных школ. Опрос преподавателей показал, что школьные системы, где уроки фортепиано были встроены в учебный план, имели более высокие показатели у учеников.

Игра на фортепиано: с чего начать

Как правило, первое знакомство с инструментом происходит в 6–8 лет. В это время у ребёнка уже достаточно развита усидчивость, мелкая моторика и способность концентрироваться на 20–30 минут.

Базовым критерием для приёма в музыкальную школу педагог по классу фортепиано Ирина Петрова считает «слуховое внимание» ребёнка.

Слуховое внимание — не врождённый музыкальный слух, а навык, который можно развить. Это способность сознательно сосредотачиваться на звуках, улавливать между ними разницу, запоминать и реагировать на них.

Простыми словами, это когда ребёнок может:

  • отличить высокий звук от низкого;
  • повторить ритм (например, «хлоп — хлоп — пауза — хлоп»);
  • услышать, громко или тихо сыграли мелодию.

Также стоит обратить внимание на готовность будущего пианиста. Если его интересуют звуки и музыка, он сам тянется к инструменту — это лучший сигнал.

Как фортепиано развивает интеллект

Игра на фортепиано — один из самых сложных видов деятельности для мозга, что подтверждают научные данные.

  • Исследования с использованием МРТ показывают, что во время игры активируется обширная сеть областей: моторная кора (движения), слуховая кора (звук), мозжечок (координация) и лимбическая система (эмоции). Это настоящая полноценная мозговая тренировка:
  1. Во время исполнения задействованы обе руки, ноги и корпус, что требует точной координации движений.
  2. Одновременно мозг управляет сложной интеллектуальной задачей: нужно запомнить ноты, сыграть их в нужное время и с нужной силой.
  3. Человек эмоционально погружается в музыку, что активирует эмоциональные центры мозга.
  4. Всё это происходит под внимательным контролем мозга, который объединяет физическую, интеллектуальную и эмоциональную работу.

«В процессе игры задействован весь организм: и тело, и интеллект, и эмоции. Все вместе они выполняют определённую задачу: мозг, как режиссёр, контролирует актёров — руки, ноги, корпус, эмоции. А учитывая, что во время исполнения произведения человек находится на пике физической, эмоциональной и интеллектуальной деятельности, без одновременной работы обоих полушарий мозга это практически невозможно».

Ирина Петрова
Ирина Петровапедагог по классу фортепиано и хорового отделения
  • Регулярные тренировки игры на пианино улучшают память, внимание и скорость обработки информации.
Ирина Петрова: «Я стала спрашивать детей, как занятия на инструменте им помогают. Многие отмечают, что стали быстрее писать в школе: конспектировать и переписывать с доски. Даже найти что-то, не глядя, стало легче, словно пальцы начинают "видеть"».

Музыка воспитывает характер, эмоции и разносторонность

Польза «общения» с клавишами выходит далеко за рамки музыкальных навыков, тренируя:

  • Силу воли и дисциплину. Процесс осваивания пьесы учит ребёнка ставить цели и достигать их.
Ирина Петрова: «Знаменитый русский пианист Генрих Нейгауз описывает случай с начинающим музыкантом Святославом Рихтером, когда тот принёс разбор сонаты Прокофьева. В этой сонате есть 10 сложных тактов, на которых многие ломаются. Рихтер сыграл их блестяще. Нейгауз отметил это, похвалил, на что Рихтер ответил, что учил их две недели каждый день по два часа».
  • Эмоциональный интеллект. Музыка — это язык эмоций. Играя, ребёнок учится их распознавать, понимать и выражать. Учёные также выяснили, что игра на пианино — доказанный способ снизить стресс и повысить эмоциональную устойчивость.
  • Кругозор и эрудицию. Изучая произведения разных эпох, ребёнок погружается в историю, литературу и культуру.
«Такие дети, как правило, эрудированнее ровесников. Они больше знают, тоньше чувствуют», — подтверждает Ирина Петрова.

«Победа над страхом»: зачем нужны концерты и ансамбли

Музыка — это не только сольные занятия, но и выступления. Концерты — настоящая школа жизни. Играя на сцене, ребёнок учится справляться с волнением, концентрироваться в ситуации стресса и нести ответственность за свой результат. Если выступление было удачным, это воодушевляет, придаёт уверенности, у «отыгравшего» под аплодисменты появляется желание повторить успех.

Ирина Петрова: «Публичное выступление — это очень яркие эмоции и полезный опыт работы с собой. На сцене не спишешь, шпаргалкой не воспользуешься. Сколько стоишь, столько и дадут. Безусловно, мы лояльно относимся к детям, помогаем, настраиваем. Но ученик сам понимает, где и почему ошибся. Значит, не доучил, не собрался. Это очень сложно, но сцена учит быть честным с собой».

Ансамблевая игра — не менее интересно и полезно. Работа в команде даёт почву для общения, часто дети начинают контактировать вне занятий. Дети постарше иногда собираются и занимаются у кого-то дома, так тренировки проходят веселее, и появляется привычка ходить друг к другу в гости «по делу».

Ирина Петрова: «Работа в ансамбле развивает полифонической слух, умение слушать и слышать не только себя, подстраиваться или выходить на первый план, ловить текст, если вдруг ошибся, быстро ориентироваться. Ансамблевые партии, как правило, легче, они быстрее учатся, а значит, репертуар может быть больше».

Советы родителям: как поддержать юного музыканта

  1. Создайте правильную мотивацию. Занятия из-под палки не работают. «Произведение должно нравиться, его должно хотеться выучить», — говорит Ирина Петрова.
  2. Поучаствуйте в организации графика. Главная работа по формированию дисциплины — в семье. Помогите ребёнку выстроить режим и найдите слова поддержки, когда что-то не получается.
  3. Не требуйте невозможного. Современные дети перегружены информацией, запоминание даётся труднее. Будьте терпеливы и доверяйте педагогу, который знает, как разбить сложное произведение на простые шаги.

Главное

  1. Игра на фортепиано развивает ребёнка комплексно, одновременно включая в работу интеллект, эмоции и моторику, что улучшает координацию и работу мозга.
  2. Регулярные занятия укрепляют память, повышают скорость письма и улучшают работу с информацией, что помогает в школьной учёбе.
  3. Уроки музыки тренируют силу воли и навыки планирования времени.

Теннис или плавание? Как выбрать спортивную секцию для ребёнка

Видео по теме от RUTUBE