Полезно ли раннее музыкальное развитие ребёнку? Отвечают педагоги
Даже если вы не мечтаете о том, чтобы ваш ребёнок стал вторым Моцартом, занятия музыкой, безусловно, принесут ему пользу. С какого возраста лучше начинать занятия, как они влияют на общее развитие ребёнка, как выбрать подходящий для него музыкальный инструмент — узнали у экспертов.
С какого возраста стоит начинать заниматься музыкой
Начинать заниматься музыкой лучше не раньше 4 лет. В более раннем возрасте ребёнок может быть не готов к этому физически.
В чём польза музыкальных занятий для детей:
- Когда ребёнок играет на музыкальном инструменте, развивается мелкая моторика, улучшается координация движений.
- Одновременные движения левой и правой рукой помогают развивать связи между полушариями мозга, а это, в свою очередь, влияет на когнитивные функции (память, внимание, мышление).
- Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе.
Кроме того, музыка помогает детям выражать свои чувства и переживания, развивать эмпатию и коммуникативные навыки.
«После года-двух обучения музыке у детей развивается определённая "тонкость" натуры. Это выражается во всём: в речи, движениях, культуре. Такие дети умеют воспринять красоту, у них прекрасно развито абстрактное мышление».
Семён Кривенко-Адамовкомпозитор, кинокомпозитор, педагог
Конечно, не обязательно, что ребёнок, обучающийся музыке, в будущем непременно станет музыкантом. Но умение играть на музыкальном инструменте — в любом случае хорошая возможность раскрыть и дополнить потенциал маленького человека.
«Без знаний литературы, искусства и законов природы играть на инструменте, конечно, можно. Но скучно. Поэтому всё это вплетается в урок. Ребёнок учится не просто "перебирать" ноты — он учится со-творчеству, параллельно узнавая о стиле, эпохе, истории, литературе того времени, в котором было написано произведение. Таким образом, занятия позволяют заглянуть чуть дальше нотного текста».
Александра Каширскаякандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории (фортепиано)
Как начать заниматься музыкой
Учить детей, особенно маленьких, музыке нужно постепенно. Сначала движения под музыку, исполнение детских песен, музыкальные игры. Важно, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он получал удовольствие от процесса. Если сразу дать большую нагрузку, у него может возникнуть отторжение, которое преодолеть потом будет сложно.
«С нотной грамотой торопиться не стоит. Начните с развития музыкального слуха, чувства ритма. Что касается инструментов — не обязательно сразу сажать ребёнка за пианино. Он может не справиться и испугаться неудач. Можно начать с простых ударных инструментов, дудочек, треугольников».
Елена Студёновадиректор и владелец частной школы «Ретро» и детского сада «Тропинки»
В современной музыкальной системе образования много программ для начального обучения ребёнка. При выборе музыкальной школы или педагога поинтересуйтесь, какая из методик используется в работе.
Большую известность, к примеру, получила система японского преподавателя Судзуки. В этом случае всё начинается с донотного периода. Ребёнок просто повторяет звуки, извлекаемые из инструмента (чаще скрипки) взрослым. К изучению нот ребёнок переходит только через год-два, когда завершится активизация слухового восприятия.
Ключевые принципы системы:
- Музыка с первых дней. Она становится неотъемлемой частью ежедневных игр и активности ребёнка.
- Систематичность практики. Ежедневные уроки считаются залогом успеха. Многократное повторение не только закрепляет навыки, но и открывает дорогу к собственному творчеству и импровизации.
- Роль семьи. Родители активно участвуют в процессе, особенно на начальных этапах, дополняя и закрепляя материал, пройденный с преподавателем.
- Чистота и естественность звука. С самого начала уделяется пристальное внимание тому, чтобы извлечение звука было технически комфортным для ребёнка и эстетически красивым.
- Коллективное музицирование. Игра в ансамбле с другими учениками учит слушать партии других инструментов и взаимодействовать в группе.
Помимо подхода Судзуки, в мировой педагогике существуют и другие признанные методики. Вот некоторые из них:
1. Ритмическая гимнастика Эмиля Жака-Далькроза. Швейцарский педагог видел цель своего метода в развитии у учащихся способности передавать пластикой тела характер, темп и ритмический рисунок музыки. Упражнения нацелены на синхронизацию движений с музыкальным потоком и выработку верных моторных навыков. Дети не копируют учителя, а отталкиваются от собственных мышечных ощущений, рождённых музыкальной формой. Ключевую роль тут играет импровизация — танцевальная и музыкальная.
2. Вокально-хоровая система Золтана Кодая. Венгерский композитор делал акцент на формировании фундаментальной музыкальной грамотности через развитие певческих навыков. Здесь в основе — коллективное хоровое пение, которое сочетается с двигательными упражнениями, ритмичными хлопками и игровыми элементами. Для облегчения сольфеджио и чтения нот применяют систему ручных знаков, которые должны подкреплять восприятие высоты звуков.
3. Творческая лаборатория немецкого композитора Карла Орфа стимулирует воображение и навыки коллективной и сольной импровизации. Музыка рождается из синтеза движения, речи, пения и игры на простейших инструментах. Каждое произведение представляет собой элементарную партитуру, посильную для исполнения детьми. Педагог выступает как со-творец, например, вместе с классом сочиняя ритмический аккомпанемент из шумовых инструментов к знакомой мелодии.
Выбор инструмента
«Если родители хотят отдать ребёнка в музыкальную школу, то очень важно посетить перед поступлением подготовительные курсы, на которых он может познакомиться со всеми инструментами. Так выходит, что основная масса детей слабо представляет, какие бывают инструменты кроме фортепиано, скрипки или гитары. А есть балалайка, домра, виолончель, труба и много других прекрасных инструментов», — продолжает Александра Каширская.
В музыкальную школу на предпрофессиональную программу берут с 6,5 лет. За год до этого уже можно начать ходить на подготовительные курсы. Если такой возможности нет, можно дать послушать ребёнку разные инструменты.
Совет: сходите с ребёнком на концерт (сейчас много программ для малышей), обсудите, что понравилось. Возможно, что выбор ребёнка будет правильным, и это принесёт только радость в его дальнейшем обучении.
Главное
Раннее музыкальное развитие допустимо начинать с 4 лет. Занятия принесут ребёнку большую пользу, даже если он не станет профессиональным музыкантом. Они развивают мелкую моторику, координацию, межполушарные связи мозга, что улучшает память, внимание и мышление, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта, эмпатии и умения концентрироваться.
Начинать обучение следует постепенно, с игр, движения под музыку и простых инструментов, чтобы не отпугнуть ребёнка сложностью, и лишь позже переходить к нотной грамоте. Ключ к успеху — интерес и удовольствие от процесса, а выбор подходящего инструмента лучше сделать после знакомства с разными вариантами на концертах или подготовительных курсах.
Синхронное плавание для детей: красота, грация и строгая дисциплина