Слова-паразиты у школьника: откуда берутся и как от них избавиться

Они появляются из ниоткуда и мгновенно засоряют речь школьников. Словно назойливые прилипалы, слова-паразиты следуют по пятам за детьми самого разного возраста. Откуда берутся «как там», «типа», «короче» и другие «пришельцы», почему от них так сложно избавиться и какие эффективные методики помогут их победить — рассказала психолог.

Слова-паразиты у школьника: откуда берутся и как от них избавиться
© Drazen Zigic/iStock.com

Что такое слова-паразиты и откуда они берутся

Слова-паразиты существовали во все времена, однако в последние годы их популярность у школьников начала просто зашкаливать. Они внедряются в речь детей незаметно и, словно вредители, начинают разрушать красоту речевых конструкций.

«Каких только сравнительных определений не услышишь о школьных словах-паразитах! Это и лингвистические "костыли для мозга", пока тот ищет, куда бы ему "приткнуться". И "непрошеные гости", приходящие в разговор без приглашения. Для родителей это "речевой вирус" с высокой степенью "заразности". Для самих же школьников — "спасательный круг" в океане неловкого молчания».

Ирина Ширяева
Ирина Ширяеваучитель-логопед Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки

Филологи утверждают, что в языке никогда не бывает ничего лишнего и слова-паразиты — это особая прослойка лексики. Однако психологи считают иначе. По словам Ирины Ширяевой, существует несколько главных причин, по которым современные дети стали чаще использовать в разговоре «э-э-э», «короче», «типа», «то что», «как там» и другой словесный мусор.

Главные причины появления слов-паразитов

1. Слова-паразиты заполняют паузу

Мозг современных детей привык к контенту с характерной фрагментарностью, быстрой сменой образов и поверхностным восприятием: TikTok-клипы, короткие ролики. Внимание постоянно переключается. А если нужно самому быстро собрать мысли в красивую фразу, слова-паразиты заполняют паузу, пока ребёнок думает, что сказать дальше. Их можно сравнить с индикатором загрузки. Фразы «ну», «типа» и «это самое» дают время мозгу, пока он «грузит» следующую мысль. Это не лень, а особенность работы в новых условиях многозадачности. Если сказать нечего, а молчать неловко, «ваще», «кароч» и «типа того» создают иллюзию активной умственной деятельности.

2. Слова-паразиты помогают вписаться в коллектив

Для подростка быть своим в компании критически важно. Речь — пропуск в круг сверстников. Если в их среде принято говорить «кринж» или «буквально» через слово, ребёнок будет это повторять, потому что он «в теме» и принадлежит к своей группе. А вставки «понимаешь» и «знаешь» в каждое предложение — своеобразное приглашение собеседника в «типа» свой внутренний мир, которое делает его, «короче», соучастником. Таким образом, эти слова — социальный маркер, сигнализирующий: «Я свой!» Их использование снижает социальную тревожность и помогает вписаться в коллектив.

3. Слова-паразиты для подростков — новая норма

Раньше эталоном красивой речи были книги, где каждая фраза выверена и гармонична. Однако размывание наших представлений о норме случилось уже давно. Дети чаще смотрят стримы и видео, где речь спонтанная, живая и полна слов-паразитов. Для них это новая норма. Если любимый блогер говорит с частыми «э-э-э», ребёнок-школьник воспринимает это как естественный и «крутой» стиль общения.

Как помочь ребёнку научиться говорить грамотно и чётко

Засилье слов-паразитов в речи ребёнка не повод для родителей опускать руки. Напротив, с такими «захватчиками» важно и нужно бороться, чтобы помочь школьнику сформировать красивую и грамотную речь, научиться распознавать вредные словесные конструкции и не пропускать их в свой лексикон.

Чтобы избавиться от слов-паразитов, Ирина Ширяева рекомендует родителям:

  • Развивать у ребёнка «речевую уверенность» через практику.

Обсуждайте фильмы, новости, задавайте открытые вопросы, на которые нельзя просто ответить «да» или «нет», просите пересказать текст. Это тренирует навык формулировать мысли спокойно и развёрнуто, без спешки. Объясните, что уверенные в себе люди не боятся молчать, собираясь с мыслями. Пауза вместо «э-э-э» делает речь весомее и заставляет окружающих внимательнее слушать. Это «крутой» навык для будущих презентаций и споров.

  • Найти среду, где ценится ясная речь.

Это может быть театральная студия, курсы ораторского мастерства, научный кружок. Успех в такой среде повысит самооценку.

  • Играть в синонимы.

Когда ловите ребёнка на «короче», предложите сами пару альтернатив: «В общем...», «Если кратко...», «Квинтэссенция в том...».

  • Объяснять «силу первого впечатления».

Докажите, что грамотная речь — это не занудство, а инструмент, который поможет произвести отличное впечатление (например, при устройстве летом на подработку).

  • Найти современных «речевых кумиров».

Это должны быть люди, которые говорят ярко, современно и без слов-паразитов, например стендап-комики, научпоп-блогеры с чёткой речью.

Ирина Ширяева: «Всегда работает правило "Один на один". Не исправляйте ребёнка при друзьях — это смертельный провал для его репутации. Все замечания — только с глазу на глаз, в формате "между нами", с уважением к его личности и пространству. Дома должно быть "безопасное речевое пространство": не перебивайте и не поправляйте укоряющим тоном в разгар рассказа».

В корректной и приемлемой для вашей семьи форме возможна аудиозапись речи для осознания и анализа, а также «штрафы» и «награды» за «полдня без слов-паразитов».

Замечательно, если ребёнок имеет возможность отрепетировать заранее с вашей помощью своё предстоящее выступление по проекту, презентации.

Также психолог советует родителям следить за собственной речью. К счастью, эта сфера поддаётся развитию всю нашу жизнь.

Ирина Ширяева: «Главный посыл: вы не боретесь с друзьями своих детей, вы даёте внутренний стержень и инструменты выбора, как говорить в разных ситуациях».

Когда нужна помощь специалиста

Важно понимать, что порой проблема может быть глубже, чем просто плохой пример в школе.

Иногда резкое повышенное количество слов-паразитов у школьника может быть компенсаторным механизмом при:

  • невротических расстройствах,
  • заикании,
  • как маркер волнения, эмоционального неблагополучия.

В таких случаях необходима помощь специалистов, предупреждает Ирина Ширяева.

А вот увеличение слов-паразитов в речи ребёнка в связи с недоразвитием речи — это комплексная проблема, находящаяся на стыке лингвистики и психологии.

Ирина Ширяева: «У детей с речевыми нарушениями использование слов-паразитов может быть также особенно усилено такими психологическими особенностями, как неуверенность в себе, нервозность и потребность в поддержке. Но ключевой объективной причиной является ограниченный словарный запас и низкий уровень речевой культуры. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что привычка заполнять речь "паразитами" напрямую связана с бедностью лексикона и неумением быстро подбирать точные слова для оформления своих мыслей».

Также у детей с недоразвитием речи часто нарушен процесс быстрого и точного построения «моторных» команд для артикуляции. Слова-паразиты (типа «э-э-э», «ну-у-у») возникают в моменты, когда речевой аппарат уже «запущен», ребёнок начал говорить, но моторная программа для следующего смыслового слова ещё не готова. С точки зрения нейролингвистики эти слова являются маркерами «сбоя» на этапе перехода от смысла к артикуляции.

Как побороть слова-паразиты в домашних условиях

Ирина Ширяева советует взять на заметку несколько эффективных практических шагов.

  1. Правило трёх секунд. Введите простое правило: «Перед ответом сделай маленький вдох и подумай три секунды». Можно поставить на стол символ — «камень раздумий». Это поможет перевести автоматическое «э-э-э» в осознанную, спокойную паузу, которая звучит гораздо лучше.
  2. Дайте ребёнку замену. Предложите школьнику готовые конструкции и связки, которые он может использовать вместо слов-паразитов. Создайте вместе «шпаргалку речи» — полезные слова-помощники. Например, для начала мысли: «Я считаю, что...», «По-моему...». Для связи: «Поэтому...», «В результате...». Для итога: «Таким образом...», «В итоге...».
  3. Играйте в «робота». Договоритесь, что ежедневно на протяжение двух минут нужно говорить медленно, с небольшими паузами, как робот. Это тренирует моторное планирование.
  4. Будьте щедры на похвалу. Почаще хвалите ребёнка за интересную мысль или точное слово, даже если он сказал их с паузами.

Главное

Главный принцип борьбы со словами-паразитами — работать не против привычки, а формировать новую, более сильную и красивую речевую стратегию. Не менее важно родителям следить и за собственной речью. К счастью, это та сфера, которая поддаётся развитию всю нашу жизнь.

У ребёнка страх перед контрольной работой: как ему помочь

Видео по теме от RUTUBE