Не лень, а сигнал: как разглядеть за бездельем подростка выгорание и депрессию
Ваш активный ребёнок превратился в апатичного подростка, который дни напролёт лежит на диване с телефоном? Не спешите его ругать. Современная психология рассматривает лень не как отдельную проблему, а как симптом, который может скрывать серьёзные внутренние трудности. Что именно должно «напрячь» родителей в пассивном поведении тинейджера и как его поднять с кровати, рассказывают психолог и психиатр.
В исследовании, проведённом в Великобритании Ребеккой Уотсон, Кейт Харви и Ширли Рейнольдс, было проанализировано переживание ангедонии (потери интереса и удовольствия) у 34 подростков с депрессией. Результаты показали, что ангедония — это не просто потеря радости, а сложный опыт, включающий эмоциональное «оцепенение», острую нехватку мотивации, потерю связи с другими людьми и чувством собственного «я». Авторы пришли к выводу, что переживания респондентов схожи с негативными симптомами при других психических расстройствах, что указывает на необходимость особого подхода к лечению подростковой депрессии, которая часто может «прикидываться» обычной вялостью.
Какие проблемы могут быть у «лентяя»
По словам психиатра Ирины Шатуновой, в психологии и неврологии «лень» не считается самостоятельным явлением, а скорее симптомом или поведенческим маркером. В большинстве случаев за внешней апатией и бездельем подростка стоит причина, требующая особого внимания. Психолог Дарья Заливнова называет такие состояния «масками», которые надевает психика для защиты.
«Гораздо проще сказать: "Он ленив", чем признать: "Моему ребёнку больно, страшно или невыносимо тяжело". Эта "маска" скрывает под собой настоящие, живые процессы в психике подростка. Лень — точно высокая температура, симптом, который кричит: "Внутри что-то не так!" Наша задача — не бороться, а найти и вылечить "болезнь", которая её вызывает».
Дарья Заливновапсихолог
Состояния, которые могут «прикидываться» ленью:
- Гормональная перестройка: мощный процесс взросления, который отнимает все силы.
- Протест — единственный способ заявить: «Я — это я, а не продолжение твоей воли».
- Страх неудачи, неуверенность в себе: парализуют волю, мешают начать любое дело, грозят потерей связи с привычным миром.
- Экзистенциальный голод: потеря смысла и ответа на вопрос: «Зачем это всё?»
- Выгорание — психика кричит: «Стоп, ресурсы исчерпаны!»
- Депрессия: энергия уходит на невидимую внутреннюю борьбу.
Психолог уверена: назвав вещи своими именами, мы перестаём бороться с ветряными мельницами и начинаем помогать по-настоящему.
Как распознать и реагировать на каждое состояние
Психиатр Ирина Шатунова советует родителям не паниковать, в очередной раз наткнувшись на лежащего в темноте человека, уставившегося в светящийся экран. Она выделяет разные виды лени и объясняет, что часто это нормальная реакция организма на интенсивные изменения.
«Нормальная подростковая усталость связана с бурным ростом, гормональными перестройками, высокой учебной нагрузкой и социальной активностью. Что делать? Обычно достаточно наладить режим сна, снизить нагрузку, обеспечить качественный отдых и поддержку».
Ирина Шатуноваврач-психиатр Олимп Клиник Марс
Подробнее обо всех шести состояниях:
1. Гормональная буря.
Это не просто капризы, а масштабная и энергоёмкая перестройка организма. В этот период мозг и тело подростка работают с огромной нагрузкой, фактически «перепрограммируясь» в новую, взрослую версию себя.
Дарья Заливнова: «Представьте, что мозг подростка — это главный процессор, который внезапно получил мощное обновление. Но пока старые программы (детские нейронные связи) удалены, а новые (взрослые) ещё не установились, система работает с перегрузкой. Тело тратит огромное количество энергии на эту внутреннюю "перепрошивку". И здесь телефон и диван — не символ лени, а гениальное адаптивное решение».
«Лежание» в этом случае может быть способом:
- Экономить силы. Тело интуитивно ищет состояние покоя, потому что все ресурсы уходят на внутреннее строительство.
- Регулировать сенсорную нагрузку.
Дарья Заливнова: «Реальный мир с его требованиями, упрёками и сложностями для тинейджера в пубертате — как громкая музыка для человека с мигренью. Однородный мерцающий экран создаёт управляемую, предсказуемую среду, где можно "перезарядиться"».
- Сохранять связь с миром. Когда физическое тело истощено, социальные сети и мессенджеры становятся тем единственным мостиком, с помощью которого ещё возможен контакт с друзьями и внешним миром без серьёзных затрат энергии.
Как реагировать: отстать от ребёнка, позволить ему побыть в этом состоянии.
2. Протест.
Распознать его можно по «стене», которую выстраивает подросток: вы давите — он «проваливается», вы предлагаете — он игнорирует. Это ненасильственное сопротивление, где бездействие — единственное оружие.
Ирина Шатунова: «Протестную реакцию подростка выдают: саботаж именно тех дел, которые вы больше всего контролируете, откладывание просьб "назло", особенно если вы о них напомнили, грубость и раздражительность в ответ на любые предложения помощи. Активность и энергия появляются сразу, как только дело касается его личных увлечений (а не ваших требований)».
Как реагировать: смотреть не на протест, а на его причину. Не давить, а сказать: «Я вижу, что тебе важно отстоять своё право ничего не делать. Я принимаю это. Если захочешь поговорить о том, что тебя беспокоит, я рядом». Часто, когда исчезает сопротивление, исчезает и потребность в протесте.
3. Страх неудачи и заниженная самооценка.
Психолог предупреждает: самая страшная фраза для подростка — «Я же тебя предупреждал!». Она подтачивает веру в себя. Подросток боится начинать, чтобы не проиграть и не подтвердить свою «несостоятельность».
Как реагировать: не сравнивать с другими, делать упор на усилия, а не на результаты.
- Вместо: «Ну как ты написал?» спросите: «Как ты сам оцениваешь свою работу? Что было самым трудным?»
- Вместо: «Опять двойка!» скажите: «Я вижу, ты расстроен. Давай подумаем, что нужно сделать, чтобы в следующий раз было иначе».
- Вместо: «У тебя получилось!» (оценка результата) скажите: «Я видел, как ты старался!» (оценка усилия).
4. Экзистенциальный голод.
В разгар гормональной и психической перестройки подростку часто кажется бессмысленным не только то, что говорят взрослые, но и сама цель учёбы.
Как реагировать: не заставлять, а помочь найти личный смысл в учёбе.
Дарья Заливнова: «Подросток живёт в мире, который он постоянно заново открывает. Ваша задача — не вложить в него готовые ответы, а стать проводником в этом поиске. Спросите его: «А что для тебя интересно?» Начните искать точки соприкосновения».
Ещё советы по «пробуждению» интереса:
- Ненавидит физику, но обожает компьютерные игры? Объясните, что вся графика и алгоритмы — это чистая физика и математика.
- Не любит историю, но увлекается модой? Расскажите, как костюмы разных эпох отражали социальные революции.
- Презирает литературу, но живёт в соцсетях? Покажите, что истории, которые он «постит», — те же сюжетные арки, почти как у Толстого или Достоевского.
5. Выгорание.
Это состояние истощения, вызванное длительным стрессом, чаще всего связанное с учёбой, дополнительными занятиями, давлением родителей.
- Появляется цинизм («всё это бессмысленно»).
- Эмоциональное опустошение («мне всё равно»).
- Снижение успеваемости, которое не восстанавливается после отдыха.
- Пропадает радость даже от тех вещей, которые раньше нравились.
Как реагировать: убрать стрессовый фактор (например, дать реальный отдых от школы), выровнять режим, добавить небольшую физическую активность, творчество. Если симптомы не начнут ослабевать, обратиться к психотерапевту.
6. Депрессия.
Ирина Шатунова: «Депрессия — это уже не просто состояние, а серьёзное психическое расстройство, которое затрагивает все сферы жизни: эмоции, мышление, физический статус и поведение».
Обычная лень ситуативна. После отдыха или смены деятельности энергия возвращается, подросток активен в сферах, которые ему интересны. Опасное же состояние длится неделями, не проходит после выходных. Хобби, друзья, учёба — ничто не вызывает интереса. Присоединяются бессонница, боли без причин, чувство вины, социальная изоляция.
Когда нужна помощь специалиста:
- Симптомы длятся больше двух недель и не проходят после отдыха.
- Состояние влияет на все сферы жизни: школу, дом, друзей, хобби.
- Подросток полностью прекращает общаться с друзьями, замыкается в себе.
- Начинается пренебрежение гигиеной и внешним видом.
- Резко ухудшается успеваемость, появляются пропуски школы.
- Происходят самоповреждения (порезы, ожоги).
- Изменяется аппетит и режим, и это бросается в глаза.
Как поговорить с подростком о его состоянии без ущерба
Разговор нужно выстроить так, чтобы целью было не «образумить», а понять, что происходит. Используйте эти фразы, чтобы сместить фокус с оценки на интерес:
- Вместо упрёков — «Я-сообщения»: «Я волнуюсь, когда вижу, что учёба запущена, потому что мне не всё равно».
- Вместо допроса — открытые вопросы: «Что сейчас самое сложное для тебя?», «Как я могу тебя поддержать?»
- Вместо советов — гипотезы с сочувствием: «Похоже, ты совсем выдохся. Может, тебе просто нужен отдых?»
- Используйте молчание. Дайте ребёнку паузу, чтобы собраться с мыслями.
Что делать родителям с собственной тревогой и давлением общества
Дарья Заливнова называет этот феномен «горьким парадоксом родительства»:
«Мы так хотим счастья своему ребёнку, что наша собственная тревога за его будущее становится для него тяжким грузом. А давление окружающих — бесконечные отчёты об успехах других детей — подливает масла в огонь».
Важно понять, что эта тревога не касается ребёнка, а говорит о попытке родительской психики вернуть себе контроль над ситуацией. Невозможно заставить ребёнка быть успешным и счастливым. Можно лишь создать для этого почву. Что же делать с этими переживаниями?
- Введите ритуал «возвращения в своё гнездо». Каждый раз, ловя себя на мысли: «А вот сын Марии…», остановитесь. Сделайте вдох и мысленно спросите: «А что сейчас нужно моему ребёнку? Не соседскому, виртуальному "идеальному", а моему?» Этот вопрос — якорь, «вынимающий» вас из всеобщей гонки.
- Перестаньте коллекционировать чужие «обложки». То, что показывают другие родители, — глянцевые обложки их семейной жизни. Вы не знаете, какой ценой им это далось. Ваша реальность — «ленивый» подросток. Он ценнее любой самой красивой выдумки.
- Смените роль «менеджера успеха» на роль «хранителя покоя». Задача — не привести подростка к финишу первым, а стать крепостью, в стенах которой он сможет отдышаться, быть слабым, ошибаться и оставаться при этом любимым. Именно в этом чувстве безопасности рождается настоящая внутренняя мотивация.
Дарья Заливнова: «Когда вас в следующий раз охватит тревога, положите руку на сердце и скажите себе: "Мой покой — это главный родительский ресурс. Без него я не могу помочь ни ему, ни себе". Позвольте себе отступить, довериться, поверить не в методы, а в своего ребёнка. Это самая смелая и самая важная родительская работа».
Главное
Лень подростка не всегда безобидна. Часто за апатией скрываются серьёзные переживания и внутренние трудности, которые требуют внимания родителей. Не стоит заставлять ребёнка двигаться через силу, важно дать ему время на отдых. В этот момент лучше поддержать «ленивца», поговорить с ним без осуждения и напутствий, постараться понять, что именно происходит, и только потом решать, как помочь.
Не только мыть руки: что такое цифровая гигиена и почему она нужна вашему ребёнку