Музыкальная школа или частник: где и как лучше обучаться музыке

Учить ребёнка музыке — мечта многих родителей, и, если малыш заинтересовался игрой на музыкальном инструменте или пением, перед взрослым встаёт выбор: музыкальная школа или уроки частного преподавателя. С помощью экспертов мы рассмотрели плюсы и минусы каждого из этих вариантов.

Музыкальная школа или частник: где и как лучше обучаться музыке
© Zinkevych/iStock.com

Зачем учить ребёнка музыке

Музыкальное образование — не просто «модно и эстетично». Такие занятия развивают у детей способность распознавать и выражать эмоции, помогают держать под контролем агрессию, злость, тревожность, развивают память и гибкость мышления. Кроме того, исследования показали, что дети, обучающиеся музыке, успешнее осваивают иностранные языки.

Преподаватель детской школы искусств Ольга Казакова считает, что начинать знакомить детей с музыкой желательно «на стадии зарождения».

«Хорошо, если молодые родители посещают концерты, когда ребёнок находится ещё в утробе. Я работала с детьми от полутора месяцев: в этом возрасте они знакомятся со звуками с помощью музыкальных игрушек, погремушек. Кроме того, родителям полезно включать малышам разнохарактерную музыку, но не тяжёлую, а позитивную».

Ольга Казакова
Ольга Казаковапреподаватель эстрадно-джазового пения, музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ им. В.С. Калинникова

Если ребёнок с пелёнок приучен к музыке, он, вероятнее всего, впоследствии захочет и сам научиться петь или играть на инструменте. И здесь важно подобрать подходящий вариант обучения.

Особенности обучения в музыкальной школе

Детская школа искусств (ДШИ), которую родители и дети до сих пор называют по старинке «музыкальная школа», — отличный сохранившийся ещё с советских времён формат бесплатного музыкального образования. ДШИ — это не только изучение классики, как было в советские времена. Многие педагоги знакомят детей с современными произведениями. Кроме того, в школах появились такие направления, как «инструменты эстрадного оркестра» и «эстрадно-джазовый вокал».

В ДШИ родители могут выбрать, по какой программе учить ребёнка «на бюджете»: предпрофессиональной или общеразвивающей.

  • Предпрофессиональная рассчитана на более углублённое обучение, и её выбирают дети, которые хотят больше погрузиться в музыку либо впоследствии получить среднее или высшее музыкальное образование.
  • Общеразвивающая — легче, она включает меньше занятий в неделю, но обе программы предполагают системный подход к обучению, включающий комплекс предметов.

Независимо от того, какой из вариантов выбрал ребёнок, ему придётся пройти вступительные испытания. Число бюджетных мест ограниченно.

Ольга Казакова: «Музыкальная школа подойдёт ребёнку, если это именно его желание. Ему должно быть интересно и комфортно на занятиях, он сам должен хотеть. Ведь часто бывает, что родитель приводит ребёнка, а не приходит вместе с ним. А это разные вещи».

Плюсы музыкальной школы:

  1. Уроки бесплатные (если это не коммерческое обучение), родитель тратится только на покупку домашнего инструмента, нотных тетрадок и костюма для выступлений.
  2. Ребёнок учится не только игре на инструменте или только вокалу — он осваивает ещё и сольфеджио, и музлитературу, поёт в хоре или играет в ансамбле. Всё это происходит по установленному расписанию и специально разработанной программе.
  3. Результаты обучения регулярно контролируются: есть музыкальные диктанты, зачёты, экзамены и т. д., за которые ребёнку ставят оценки. Далеко не все частные педагоги устраивают детям такие проверки.
  4. По окончании ДШИ ребёнок получит диплом, причём государственного образца, подтверждающий его образование.
  5. Обучение проходит в коллективе, есть отчётные и выездные концерты, что помогает социализироваться и вырабатывает сценическую уверенность.

Минусы музыкальной школы:

  1. Если расписание частных уроков семья может подстроить под свой график (например, договориться о занятии в воскресенье или о вечерних уроках дома у ученика), то в музыкальной школе это сделать сложнее. Придётся сопоставлять график ребёнка с имеющимся расписанием.
  2. Далеко не всегда есть возможность выбрать педагога «под себя». Если репетиторов можно менять сколько угодно раз, то в ДШИ ребёнку дадут конкретного преподавателя, и сменить его не всегда получится. По редкому инструменту в школе может быть только один педагог.
  3. Если ребёнок очень робкий или имеет аутистические черты характера, учёба в музыкальной школе может быть для него стрессом.
  4. Не у всех родителей есть время на то, чтобы несколько раз в неделю возить ребёнка на занятия.
  5. Для предпрофильной и общеразвивающей программ есть возрастные ограничения, и, если ребёнок захочет вдруг учиться музыке в 14–15 лет, его уже, скорее всего, не примут.

Особенности частного обучения

Учиться у частного преподавателя может любой желающий. В интернете или через сарафанное радио легко найти педагога по любому музыкальному направлению. Правда, придётся потратиться: 40-минутный урок у профессионала стоит от 2,5 тыс. рублей. При этом, как поясняет Ольга Казакова, от одного урока в неделю толку не будет: чтобы действительно освоить игру на инструменте или вокал, необходимо хотя бы два-три еженедельных занятия. А ещё лучше, помимо перечисленного, посещать и уроки сольфеджио, потому что это основа музыкального образования.

«Репетитор может потребоваться ребёнку и при подготовке в музыкальную школу. Кроме того, если родители видят, что у малыша есть таланты, но ещё не знают, интересно ли ему учиться музыке, можно поводить его на частные уроки, чтобы он определился».

Симона Филимонова
Симона Филимоновапрактикующий педагог-психолог, ведущий детских и подростковых психолого-терапевтических групп, член Федерации психологов образования России

Ольга Казакова уточняет:

«При детских школах искусств сейчас тоже появились развивающие занятия для малышей, где их знакомят с музыкой. Для пробы можно выбрать и такой вариант».

Плюсы частных уроков:

  1. Родителям не нужно отпрашиваться с работы, чтобы возить ребёнка на занятия. Преподаватель может приезжать на дом в удобное время. Расписание можно менять, а уроки — переносить.
  2. Педагога можно выбрать под характер конкретного ребёнка, перепробовав разных учителей.
  3. Нет вступительных испытаний, берут всех.
  4. Нет годового расписания с каникулами, можно заниматься и летом, и в праздники. И, наоборот, можно (правда, это менее эффективно) делать перерывы в обучении или заниматься раз в неделю.
  5. Если у ребёнка особенности развития, если он замкнутый или ему плохо даётся обучение, педагог подберёт к нему особый подход и составит индивидуальную программу.
«Бывает, что ребёнок любит только игру на инструменте и ненавидит хор или сольфеджио и отказывается их посещать. В этом случае лучше частный педагог или студия, потому что заставлять ребёнка ходить на занятия насильно нельзя», — поясняет Симона Филимонова.

Ольга Казакова добавляет:

«Здорово, что при детских школах искусств сейчас стали открываться группы для детей с незначительными отклонениями. Их ведут профессионалы. Но, как правило, родители таких детей всё-таки выбирают частного педагога. В этом случае важно помнить, что преподаватель должен быть обучен работать именно с такими детишками. Кстати, они бывают безумно талантливы».

Минусы частных уроков музыки:

  1. Даже если педагог покажет диплом, у родителя не будет гарантии, что это квалифицированный специалист (придётся ориентироваться только на отзывы). Среди «частников» много высококлассных преподавателей, но их поиск потребует серьёзного подхода.
  2. Если в ДШИ дети обязательно участвуют в концертах, то далеко не все частные педагоги заинтересованы в организации выступлений для своих подопечных.
  3. Посещая только индивидуальные занятия, ребёнок не социализируется. У стеснительного ученика нет возможности преодолеть свою робость и привыкнуть к игре или пению на публике.
  4. У ребёнка не будет диплома, что важно, например, при поступлении после школы в музыкальный колледж или вуз.
  5. Не каждый родитель может позволить себе расходы на частные уроки.

В каком случае подойдёт музыкальная школа:

  • Родители хотят, чтобы ребёнок освоил всю музыкальную программу, а не только один инструмент или вокал.
  • Ребёнок хочет стать профессиональным музыкантом или он просто очень любит музыку и мотивирован учиться серьёзно.
  • Для семьи важно, чтобы обучение было бесплатным.
  • Для семьи важно, чтобы ребёнок получил государственное образование и ему выдали диплом.
  • Ребёнок — коммуникабельный, эмоциональный, хочет выступать на концертах.
  • Для родителей важно, чтобы усвоение каждого этапа программы проходило под контролем в виде экзаменов.

В каком случае подойдёт частный педагог:

  • Взрослые много работают и не могут возить ребёнка в музыкальную школу.
  • Родители хотят познакомить ребёнка с музыкой просто «для общего развития».
  • Семья часто переезжает из города в город.
  • Малыш пока не решил, нравится ему заниматься музыкой или нет, но хочет попробовать.
  • Ребёнок — старшеклассник и вдруг захотел научиться музицировать или петь.
  • Ребёнок не может заниматься в группе (у него особенности развития, низкая самооценка, страхи или он очень робкий, зажатый).
Симона Филимонова: «Даже если ребёнок в силу своих особенностей учится музыке индивидуально, ему всё равно нужно развивать коммуникативные качества. Например, он может ходить в группу по другому направлению (например, рисованию) либо заниматься с психологом. Параллельно нужно снижать тревожность и развивать те качества, которые у него "западают". Потому что это будет мешать ему не только в музыке, но и в дальнейшей жизни».

Главное

На вопрос «Что лучше — детская школа искусств или частное образование?» универсального ответа нет. Это решение принимает каждый родитель индивидуально, ориентируясь на характер ребёнка, его увлечённость музыкой и готовность уделять ей достаточно много времени. Также оцените, есть ли у вас возможность возить ребёнка в ДШИ и, если нет, потянете ли уроки частного педагога.

Полезно ли раннее музыкальное развитие ребёнку? Отвечают педагоги

Видео по теме от RUTUBE