4 принципа воспитания из СССР, которые могут пригодиться сейчас
Сейчас родители и учителя буквально тонут в море методик и советов по воспитанию, а идеальной формулы всё нет. Однако немало интересных идей на эту тему можно найти в прошлом. Во времена наших бабушек и дедушек существовали целые школы, где культивировали осознанную дисциплину, воспитание трудом и шефство над младшими. Почему эти практики были эффективны тогда и могут ли они прижиться сейчас? Об этом мы узнали у педагога Александра Снегурова и психолога Евгения Идзиковского.
1. Принцип «Старшего и младшего товарища», самоуправление
Автор: Станислав Шацкий
Суть: воспитательные отношения должны строиться не на принуждении и дистанции, а на сотрудничестве старших и младших детей в едином коллективе. Учёный считал, что воспитание — это организация жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства и социальной жизни.
Вместо подготовки к будущей жизни и карьере он создавал среду, где дети «здесь и сейчас» полноценно жили, работали и творили.
Например, в колонии «Бодрая жизнь» внедрялось самоуправление: дети разделялись на группы по интересам, выбирали бригадиров, выполняли трудовую работу, которая, по мнению Шацкого, носила образовательный характер. Воспитанники также выпускали собственный журнал, где описывали свои общественные и хозяйственные дела.
Что полезно сегодня: система самоуправления и практическая работа.
«Совместная деятельность школьников не только не вредит оценкам, но и хорошо "прокачивает" мотивацию, ответственность и социальные навыки».
Евгений Идзиковскийпсихолог
Главное условие: важно, чтобы этот «коллективный труд» был добровольным и безопасным. Если заставлять и угрожать, вся автономная мотивация рухнет.
2. Принцип «веры в личность» и «завтрашней радости»
Автор: Антон Макаренко
Суть: система Макаренко строилась на осмысленном труде, сознательной дисциплине, вере в воспитанников. Вера была не абстрактной, а действенной: педагог доверял бывшим беспризорникам и правонарушителям ответственные посты (например, командира отряда или казначея), тем самым показывая, что видит в них способных людей уже сегодня, и это доверие заставляло ребят соответствовать ожиданиям окружающих.
Принцип «завтрашней радости» означал совместное планирование и достижение интересных, желанных целей: поход в театр, покупка нового оборудования для колонии или переезд в лучшее здание. Такая практика сплачивала коллектив, наполняла усилия смыслом и учила откладывать сиюминутные удовольствия ради общего будущего счастья.
Что полезно сегодня: идея «веры в личность» и «завтрашней радости» — это, если вдуматься, и есть современная психология успеха.
Евгений Идзиковский: «Когда учитель по-настоящему верит в ребёнка, не навешивает ярлыки и опирается на его сильные стороны, учащийся становится настойчивее и лучше учится. А "завтрашняя радость" — отличный способ создания близких целей и перспективного планирования».
Главное условие: никакого принуждения и давления.
Евгений Идзиковский: «Макаренко был суров, и его авторитарная дисциплина — то, от чего надо уходить. Давление даёт быстрый, но очень краткосрочный порядок, ослабляя внутреннюю саморегуляцию у детей».
3. Принцип нравственного воспитания красотой и личным примером
Автор: Василий Сухомлинский
Суть: ребёнок — уникальная личность, цель школы и семьи — воспитать его душу с помощью созерцания прекрасного, добрых дел и сопереживания.
Базовыми были принципы:
- Воспитания красотой: дети сажали розы, слушали звуки природы, чтобы научиться видеть гармонию в мире.
- Пересмотра отношения к оценкам: в младших классах не ставили двоек, чтобы оценка не стала «идолом» или наказанием, а была инструментом поддержки.
- Метода «пережил — обсудил — сделал». Например, прежде чем посадить дерево, дети представляли его будущее, обсуждали, кому оно принесёт радость, и лишь затем брались за лопату.
При этом личный пример взрослого считался превыше всего: педагог должен был сам искренне восхищаться совершенством природы, чтобы увлечь за собой учеников, а родители — ежедневно проявлять уважение и заботу в семье, ведь ребёнка учат не слова, а поступки близких людей.
Что полезно сегодня: фокус на нравственном воспитании, постижении красоты и образе преподавателя, на которого хочется равняться.
По словам заслуженного учителя России Александра Снегурова, воспитание по Сухомлинскому сегодня особенно востребовано.
«Сейчас налицо смешение понятий прекрасного и безобразного, так что этот принцип надо снова "вшивать" в нашу жизнь, и не отвлечённо, а личным примером педагога. Учитель, не понимающий, что такое красота и как она связана с устройством нравственного мира, вряд ли способен убедительно воздействовать на учащихся хотя бы начальной школы. Гармонизация человека, человеческого общения должна быть противопоставлена проповедям страшного, низкого, мрачного».
Александр Снегуровисторик, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, писатель
Главное условие: осмысленное «проживание» полученных знаний, эмоционально тёплая среда, разговоры по душам.
Евгений Идзиковский: «Польза метода "пережил — обсудил — сделал" состоит в том, что действие или знание проходит через внутренний мир ребёнка, осмысляется им и становится частью личного опыта, а не просто формально выполненным приказом».
4. Принцип коллективного творческого воспитания (КТД)
Авторы: Игорь Иванов
Суть принципа: воспитание с помощью совместного осмысленного и творческого труда, направленного на улучшение окружающей жизни.
Центральный принцип — общая забота, которая объединяет воспитанников и педагогов в содружество: например, весь класс не просто убирает территорию, а совместно планирует и проводит «трудовой десант» по благоустройству парка, чувствуя себя творцами и хозяевами общего дела.
Главная особенность — проектный подход, при котором любое дело (организация КВН или подготовка праздника) проходит все этапы от идеи до анализа под контролем временного «совета дела». Каждый ребёнок получает конкретное поручение и несёт ответственность перед своей микрогруппой. То есть коллективный труд из формальной обязанности превращается в увлекательный проект, участники которого ощущают свою значимость.
Что полезно сегодня: КТД — прототип современного проектного обучения. Когда есть понятная цель, распределены роли, ограничен цикл работы и допускается обязательная рефлексия после сделанного, это развивает инициативу, ответственность и сплочённость.
Александр Снегуров считает, что современные школы нуждаются в коллективных делах, которые объединяли бы педагогов, ребят, родителей «в едином поступательном движении к цели».
Александр Снегуров: «В настоящем коллективе человек чувствует себя уверенно, защищённо, готов служить общему делу, не теряя индивидуальных черт. Он подчиняется командной стратегии. Это дисциплинирует и воспитывает не только волю, но и самоконтроль, ответственность, ограничивает буйство эгоизма и "сорняковых" амбиций».
Главное условие: делать небольшие проекты с малым составом участников, выделять время на обсуждение того, что получилось и почему. Организация массовых мероприятий может перегрузить детей и помешать их обучению.
Главное
Некоторые из принципов советской педагогики, такие как уважение к личности, взаимопомощь, воспитание трудом и проектная коллективная работа, остаются ценными и сегодня. Их можно эффективно использовать в наши дни, но с условием отказа от давления, авторитарности и «ускоренных» режимов обучения. Такой подход поможет вырастить всесторонне развитого и ответственного человека.
Не лень, а сигнал: как разглядеть за бездельем подростка выгорание и депрессию