«Начал и бросил»: что делать, если школьнику всё быстро надоедает
Ситуации, когда ребёнок чем-то увлекается, а потом перестаёт ходить в кружок, секцию, студию, часто вызывают у родителей раздражение и тревогу. Родители могут считать, что, начиная и бросая, ребёнок так и не научится доводить дело до конца. Однако всё не так плохо, утверждают эксперты «Рамблера».
Что на самом деле стоит за сменой интересов у ребёнка
У того, что дети и подростки могут просить записать их на одно, другое, третье занятие, а потом остывают к ним, может быть несколько причин.
1. Исследование мира
Детям и подросткам интересно узнавать и осваивать новое. Именно с этим может быть связано то, что школьник то и дело меняет увлечения.
«Пробовать и бросать, начинать что-то заново, возвращаться к предыдущему — это часть естественного развития, проявление нормального поисково-исследовательского поведения у детей и подростков».
Туркина ОксанаСпециалист по Health Science, консультант по развитию детей
2. Стремление найти «своих»
Это одна из базовых задач подросткового возраста. Школьникам младшего возраста также важны друзья, с которыми интересно. Если в студии или секции не нашлось единомышленников, если там не с кем дружить, школьник продолжит поиски в другом месте.
3. Познание себя, поиск того, что нравится
Другая базовая задача подросткового периода — понять, «какой я». У младших же школьников это познание себя через игру. Наигрались в художника, спортсмена, музыканта — пошли дальше.
«Для детей и подростков нормально надолго увлекаться чем-то одним, глубоко погружаясь в хобби, иногда в ущерб другим занятиям, а потом бросать занятия. Они пробуют себя в разных ролях, в разных качествах». Наталья Ульянова
Ульянова Натальядетский психолог, кандидат психологических наук
4. Проблемы со здоровьем
Потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, отсутствие желаний — это нередко симптомы железодефицитной анемии, депрессии, эмоционального выгорания, некоторых других состояний.
Наталья Ульянова: «Прежде чем искать кнопку “включения движка” у ребёнка или подростка, важно убедиться, что его соматическое и ментальное здоровье в порядке».
Как в этом убедиться? Сходить к педиатру за направлением на анализ крови, к неврологу, чтобы проверить, нет ли нарушений мозгового кровообращения, и к психотерапевту, который может диагностировать депрессию или выгорание и порекомендовать лечение, если это необходимо.
Как поиск себя в детстве влияет на способность человека принимать решения
Именно этот «механизм» — способность делать собственный выбор — родители помогают «разрабатывать» ребёнку, когда позволяют ему пробовать разные занятия.
«Если постоянно принуждать ребёнка и лишать его возможности самому выбирать, что нравится, то в 15–16–17 лет он не сможет понять, хочет ли он, допустим, дальше учиться в школе или пойти в колледж. Или он будет оканчивать 11-й класс, и родители будут ждать от него осознанного решения, куда поступать, но он не сможет определиться, потому что у него не настроен “тумблер” выбора».
Сенникова Маргаритапсихолог ТУ № 3 ГБУ «Саоразвитие», преподаватель Высшей школы психологии
Исследование турецких учёных показывает, что родительская поддержка автономии ребёнка или подростка ведёт к росту самоконтроля, поскольку удовлетворяет его психологические потребности. То же исследование доказало, что поддержка выбора ребёнка родителями позитивно влияет на его мотивацию — и внутреннюю («я хочу»), и внешнюю («мне надо»).
Что делать родителям, если их всё же тревожит эта ситуация
- Во-первых, успокоиться и сказать себе: «Окей, пусть учится выбирать! Если он сейчас не научится, то не сможет этого делать никогда, и тогда мне придётся выбирать за него всю жизнь».
- Во-вторых, сказать ребёнку: «Хорошо, давай пробовать еще!» И предлагать новые варианты, причём разные: спорт, творческие активности, робототехнику и т. д.
- В-третьих, признать, что дополнительные занятия — это не обязательная учёба, а досуг. Он должен быть интересным и приносить удовольствие. Здесь нет места принуждению.
Маргарита Сенникова: «Важная задача родителей — организовать пространство развития ребёнка так, чтобы у него была возможность "развернуться". Пусть ребёнок пробует разное. Сделайте из этого весёлую игру, ещё когда ребёнок — дошкольник. И тогда к подростковому возрасту у него способность выбирать станет "внутренней настройкой"».
Когда родителям действительно стоит волноваться
На самом деле родителям стоит волноваться не тогда, когда ребёнок часто меняет секции, а когда он долго посещает одну и ту же, но явно не чувствует себя счастливым. Скорее всего, он ходит туда потому, что этого хотите вы. На что обратить внимание:
- Ребёнок начинает беспокоиться перед занятием.
- После занятия он не воодушевлённый, а настороженный, расстроенный или раздражённый.
- У младшего школьника вдруг появилась плаксивость.
- У ученика средних классов появилась или повысилась тревожность. Он стал хуже спать, больше капризничать, заметно снизились оценки, появились признаки навязчивых состояний (дёргает ногой, кусает губы, грызет ногти).
- Ребёнок или подросток постоянно говорит, что больше он туда не пойдёт.
- Ваши отношения с ребёнком и особенно подростком начали портиться из-за того, что вы настаиваете на продолжении занятий.
Каждое из этих проявлений означает: то, что происходит в студии или секции, по каким-то причинам вызывает у ребёнка тревогу, неприятие. Родителям нужно разобраться в том, почему ребёнку плохо. Важно поддержать его решение, если он действительно хочет уйти из секции и выбрать себе другое занятие.
Главное
То, что дети часто меняют свои увлечения, — абсолютно нормально, более того, это хорошо. Именно так ребёнок ищет то, что в дальнейшем может стать делом его жизни, лучше узнаёт себя, исследует мир, находит близких по духу друзей. Единственная ситуация, в которой родителям действительно стоит заволноваться, — если ребёнок ходит в секцию по принуждению и не испытывает радости от той деятельности, к которой его хотят приобщить взрослые.
4 принципа воспитания из СССР, которые могут пригодиться сейчас