«Вырастешь дворником»: почему родительские «страшилки» не работают

Говорили ли вам в детстве родители: «Будешь плохо учиться — в дворники пойдёшь»? Лично мне — да. Как и многим, уверена, из поколения 1980-х. На днях глава Рособрнадзора Анзор Музаев призвал родителей не пугать детей работой дворника. Он заявил, что эта фраза не мотивирует школьников учиться, а, скорее, имеет противоположный эффект. Вместе с экспертами разберёмся, какие слова родителей способны отбить интерес к учёбе и что, напротив, стоит говорить, чтобы этот интерес вернуть.

Стало известно, чего совершенно не боятся современные дети
© dikushin/iStock.com

Откуда взялась «страшилка» про дворников

Почему в СССР родители пугали детей работой дворника? Потому что эта профессия считалась непрестижной. Дворникам мало платили, они ходили в старых телогрейках, часто жили в маленьких подвальных комнатушках и могли злоупотреблять спиртным. Чтобы не стать таким дворником (по версии взрослых), надо было хорошо учиться.

Сейчас времена другие, работа в сфере ЖКХ уже не кажется ужасной. На сайтах вакансий в Москве, к примеру, есть предложения для дворников и за 65 тыс. рублей, и за 75 тыс. рублей в месяц. Но некоторые современные родители, воспитанные на другом примере, по-прежнему могут использовать эту «страшилку».

«Это не мотивация, когда родитель говорит: "Я знаю, ты провалишь экзамен, будешь работать дворником". Эта фраза часто приводит к ненужным трагедиям в семьях. Попросил бы родителей этой фразой абсолютно не пользоваться», — такие слова глава Рособрнадзора Анзор Музаев адресовал собравшимся в ходе Всероссийской встречи с родителями.

Психолог Евгений Идзиковский согласен, что фразы вроде «будешь плохо учиться — станешь дворником» никак не мотивируют к учёбе.

«Такие фразу запускают совсем другие процессы: тревожность, стыд, ощущение собственной несостоятельности. Ребёнок начинает учиться из страха, а страх редко превращается в интерес и долгосрочную продуктивность».

По словам доцента департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ Ольги Цаплиной, абсолютно точно ребёнка не могут настроить на учёбу фразы, которые идут от негативных установок.

«Мама и папа могут всё время твердить ребёнку, что без высоких баллов ЕГЭ он не поступит "в тот самый" вуз, и тогда годы обучения пройдут даром. Или они настраивают его: "Ты можешь лучше, старайся, иначе…", и дальше идёт запугивание. Произнося подобные фразы, родители вроде бы желают добра, стараются подтолкнуть ребёнка к росту учебной мотивации. Но часто получается обратный эффект: не каждый ребёнок готов идти от противного. Скорее наоборот: давление со стороны взрослых создаёт панику, увеличивает стресс и убивает желание учиться ради интереса».

Ольга Цаплина
Ольга Цаплина кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

К тому же, как объясняет собеседница «Рамблера», негативная оценка профессии дворника (или любой другой профессии) может сформировать у ребёнка представление: ценить человека можно только за то, кем он работает и какую должность занимает.

Хотя теми же дворниками в своё время успели поработать знаменитые и уважаемые всеми люди: художник Михаил Шемякин, музыкант Пётр Мамонов, бывший мэр Москвы Юрий Лужков. В этом списке есть даже два лауреата Нобелевской премии по литературе: писатель Александр Солженицын и поэт Иосиф Бродский.

Фразы, которые демотивируют

Евгений Идзиковский предлагает разделить такие фразы на несколько категорий.

1. Угроза статусу

  • «Кем ты станешь с такими оценками?»;
  • «Ты никому не будешь нужен, если так продолжишь».

Такие фразы заставляют ребёнка чувствовать, что его ценность зависит от отметок.

2. Сравнение с другими детьми

«Посмотри, как Петя старается».

Сравнение формирует ощущение, что любые усилия недостаточны.

3. Обесценивание усилий

  • «Ну, это и так было легко»,
  • «Пятёрка? Просто повезло».

Ребёнок перестаёт видеть связь между старанием и результатом.

4. Прогнозы катастрофы

«Если не возьмёшься за ум сейчас, всё пропало».

Такой подход формирует выученную беспомощность, а не дисциплину.

Кроме того, прежде чем произносить очередную «страшилку», родителям стоит лишний раз подумать, что им важнее: чтобы их ребёнок был спокойным и счастливым дворником, сантехником (список профессий каждый сможет продолжить самостоятельно) или профессором-неврастеником.

Говорить ребёнку о далёком будущем бесполезно

По словам Ольги Цаплиной, говорить младшему школьнику и даже подростку о далёкой перспективе — о том, что будет через 5, 10, 15 лет, — часто просто бесполезно. Для ребёнка это всё слишком абстрактные понятия.

Но как же тогда родителям «достучаться» до ребёнка, как без упрёков и запугивания мотивировать его к учёбе?

Что на самом деле нас мотивирует

Американский писатель и журналист Дэниел Пинк в своей книге «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует» выделял три компонента, которые становятся настоящим топливом для внутренней мотивации:

  • Автономия — потребность иметь свободу выбора, чувствовать себя ответственным за процесс и результат.
  • Мастерство — желание улучшать свои навыки.
  • Цель — ощущение смысла и причастности к чему-то большему, чем просто выполнение заданий ради вознаграждения.
Ольга Цаплина: «Дайте своему ребёнку всё это, и он самостоятельно сможет найти интерес к учёбе и саморазвитию».

Эксперт подчёркивает, что детская мотивация работает не через абстрактные перспективы, а через сиюминутную вовлечённость и ощущение успеха.

Чтобы мотивировать ребёнка, Ольга Цаплина рекомендует формировать позитивную установку.

Ольга Цаплина: «Родители могут говорить своему ребёнку: "Не бойся ошибок — они приближают тебя к успеху"; "Ты сможешь осуществить свои мечты"; "Каждый маленький шаг или усилие приблизит тебя к цели". Также можно посоветовать мамам и папам совместно с ребёнком поискать его сильные стороны: написать их на бумаге и вместе подумать, в какой сфере эти способности и личностные качества могут оказаться наиболее востребованы».

Можно предложить ребёнку использовать аффирмации (позитивные утверждения), регулярно повторять про себя или вслух:

  • «У меня всё получится»,
  • «Я буду успешен»,
  • «Я добьюсь многого, если буду учиться».
Евгений Идзиковский: «Мотивация в учёбе — это не страх, а ощущение влияния на собственную жизнь. Ребёнку помогает не "кнут", а чувство смысла и поддержки».

Фразы, которые усиливают внутреннюю мотивацию

1. Оценивайте усилия, потраченные ребёнком, а не его отметки:

«Я вижу, что ты стараешься, и это уже делает тебя сильнее».

2. Объясняйте, в чём ценность процесса обучения:

«Учёба — это способ расширить свободу выбора, а не пройти экзамен».

3. Подчёркивайте личную ценность ребёнка:

«Ты важен, даже когда у тебя что-то не получается. Ошибки — часть пути».

4. Оказывайте поддержку:

«Давай разберёмся вместе, где тебе нужна помощь».

5. Проявляйте уважение к ребёнку и его выбору:

«Это твоя жизнь, и ты вправе выбирать темп и способ развития. Я рядом».

Евгений Идзиковский: «Дети учатся лучше, когда ощущают поддержку, собственную значимость и возможность влиять на результат. Любая фраза, построенная на страхе, работает против мотивации. Фразы, которые подчёркивают усилие, путь и выбор, наоборот, формируют устойчивый интерес к учёбе и уверенность в себе».

Главное

Фразы наподобие «Не будешь учиться — будешь дворником» вылетают у родителей сами собой. Такие послания идут из времён, когда взрослые не всегда бережно относились к своим детям, а мотивация к учёбе строилась на страхе. У современных пап и мам есть возможность изменить ситуацию. Мотивировать ребёнка к учёбе можно и нужно через позитивные установки. Дети учатся лучше, когда ощущают поддержку, собственную значимость и возможность влиять на результат.

Личные границы ребёнка: как вырастить человека, который умеет говорить «нет»

Видео по теме от RUTUBE