Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: 5 причин

Фразы вроде: «Посмотри, как хорошо учится твой брат» или «Все дети в твоём возрасте уже катаются на велосипеде» многие родители произносят автоматически. Взрослыми движет забота и желание видеть своего ребёнка успешным. Однако между их побуждением и тем, как такую фразу воспринимает ребёнок, лежит пропасть. Давайте разберёмся, какой ущерб наносит подобная родительская привычка и почему путь к уверенному будущему начинается с отказа от сравнений.

Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: 5 причин
© PixelsEffect/iStock.com

Что испытывает ребёнок, которого сравнивают с другими детьми

При таких сравнениях ребёнок не слышит призыва стать лучше. Он слышит совсем иные посылы:

  • «Ты недостаточно хорош таким, какой ты есть». Это прямая дорога к низкой самооценке. Ребёнок усваивает, что его ценность зависит от того, лучше он или хуже кого-то.
  • «Моя любовь не безусловна». То есть, чтобы тебя любили, нужно быть как Петя или лучше Маши. Базовая потребность в безусловном принятии со стороны родителей остаётся неудовлетворённой.
  • «Твой успех – это не твой успех». Даже похвала через сравнение (ты сделал это лучше всех) не приносит пользы.

«Любое сравнение, со знаком плюс или минус, вредно. Если другие дети лучше, у ребёнка падает самооценка, понижается ощущение собственной значимости. Если же он оказался лучше — значит, ценно не само его достижение, а тот факт, что он обошёл других. Это формирует зависимость от внешней оценки».

Юлия Кузьмина
Юлия Кузьминаресурс-ориентированный психолог, спикер проекта SpeakerBust

5 причин не сравнивать своего ребёнка с другими детьми

  1. У ребёнка начинает разрушаться самоидентичность. Он перестаёт понимать, кто он, что ему нравится, в чём его сила. Его внутренний компас сбит, и вместо развития своих талантов он тратит силы на погоню за чужими.
  2. У него растёт тревожность, может появиться хронический стресс, страх не соответствовать чужим стандартам.
  3. Исчезает внутренняя мотивация. Интерес к учёбе, творчеству, спорту гаснет, на смену приходит желание просто быть не хуже других, чтобы избежать упрёка или получить похвалу. Пропадает радость от самого процесса.
  4. Портятся отношения с ровесниками. Сравнение с братьями, сёстрами или друзьями приводит к тому, что ребёнок начинает им завидовать и ревновать к родителям. Это прямой путь к конфликтам и ощущению, что за родительский ресурс (любовь, внимание) нужно конкурировать.
  5. Ребёнок переносит такую модель поведения во взрослую жизнь. Он будет так же сравнивать себя с коллегами, друзьями, партнёрами.

Как сравнения в детстве проявляются в будущем

Ребёнку, которому постоянно говорили: «Посмотри на Васю, видишь, как у него всё хорошо?» или «Маша никогда не доставляет родителям хлопот, тебе стоит учиться у неё», во взрослой жизни бывает довольно сложно:

  1. Такой человек излишне самокритичен. Даже если его уже никто не критикует, он уверен, что не так хорош, как другие.
  2. Он постоянно ищет внешние ориентиры вместо того, чтобы доверять себе, оценивает себя, исходя из того, что делают другие. Он проверяет, чего достигли его сверстники по части карьеры, отношений, дохода, физической формы, и испытывает дискомфорт, если отстаёт от них.
  3. Ему трудно радоваться своим успехам и победам. Постоянно кажется, что они не так важны, что это мог бы сделать любой.
  4. Такой человек испытывает дискомфорт от похвалы или позитивного внимания. Потому что в детстве после похвалы сразу шло напоминание о том, что кто-то ещё лучше, новое сравнение, чтобы поддерживать мотивацию.
  5. У него могут быть сложные отношения с конкурентами. Он способен либо стать отчаянно конкурентным, постоянно стараясь доказать своё превосходство, либо, наоборот, полностью избегать конкуренции как чего-то крайне болезненного.
  6. Он никогда не может ощутить себя достаточно хорошим. Он с детства привык стремиться стать кем-то другим и потому всегда гонится за какой-то неуловимой лучшей версией себя.
Юлия Кузьмина: «Такой человек постоянно сомневается в правильности своих решений, чувствует неуверенность в отношениях. Даже будучи горячо любимым, он может испытывать страх быть заменённым. А добившись большого успеха, боится потерять позиции. Таким образом, сравнивая своего ребёнка с другими, мы делаем его не лучше, а несчастнее, тревожнее и зависимее от чужого мнения».

Как мотивировать ребёнка, не сравнивая его с другими

Юлия Кузьмина предлагает несколько приёмов:

  • Сравнивайте ребёнка с ним самим из прошлого: «Посмотри, насколько аккуратнее ты стал писать буквы, чем месяц назад» или: «В прошлый раз эта задача далась тебе сложнее, а сейчас ты справился быстро». Наглядный прогресс укрепляет веру в свои силы.
  • Концентрируйтесь на усилиях, а не на результате: «Я вижу, как много ты тренировался» вместо: «Почему ты не занял первое место, уступил его Пете?». Это учит ребёнка ценить труд и настойчивость.
  • Описывайте факты и свои чувства. Вместо: «У всех чистые тетради, а у тебя там сплошная грязь» скажите: «Я вижу тут много помарок. Давай подумаем, как сделать аккуратнее». Это конструктивно.
  • Признавайте уникальность ребёнка. Помогите ему найти свои сильные стороны, даже если они не вписываются в стандартный «топ» школьных успехов.
Юлия Кузьмина: «Есть много качеств, за которые не принято хвалить детей. Но их стоит замечать, фиксировать на них внимание. Это, например, чувство юмора, доброта, умение замечать детали, любовь к животным. Всё это очень ценные и важные свойства характера».

Главное

Задача родителя — не вырастить ребёнка «лучше, чем все», а помочь ему сформировать адекватную самооценку. А именно: знать свои особенности, принимать свои слабости и уметь радоваться собственным успехам. Откажитесь от сравнений — это будет весомым вкладом в психологическое благополучие вашего ребёнка на всю жизнь. Доверие и безусловное принятие — куда более мощный двигатель для развития, чем страх оказаться хуже других.

«Вырастешь дворником»: почему родительские «страшилки» не работают

Видео по теме от RUTUBE