Как поддержать детей после блокировки Roblox: рассказывает психолог
Блокировка игровой платформы Roblox на территории России вызвала сильный эмоциональный отклик у огромного количества детей. Достаточно почитать комментарии в социальных сетях, чтобы понять, что у детей и подростков забрали не просто игру, а целый мир, который дарил им чувство принадлежности и ощущение опоры. Психолог Анастасия Савина рассказала, как действовать родителям, чтобы помочь детям пережить этот непростой период.
Первая реакция ребёнка на запрет Roblox
Первые пару недель после запрета Roblox — самые напряжённые. Внезапная блокировка популярной игровой платформы может вызывать у детей и подростков обиду и тревогу.
Такая реакция не означает игровую зависимость. Для многих ребят Roblox был социальной средой, где они общались со сверстниками, участвовали в командных активностях и могли реализовать творческие идеи.
Как поддержать ребёнка
В этот период родителям важно сохранять спокойствие и давать максимальную поддержку своему ребёнку.
1. Признайте его переживания. Вместо: «Хватит ныть» скажите: «Я вижу, как ты расстроен. Мне жаль, что тебе так грустно. Я рядом и готов помочь справиться со сложностями».
«Это не означает, что вы поможете обойти запрет. Это значит, что вы видите переживания ребёнка и значение потери для него. Так, не обесценивая беспокойство ребёнка, вы становитесь не врагом, а опорой».
Анастасия Савинапсихолог, руководитель отдела экспертизы Института изучения детства, семьи и воспитания
Совет. Избегайте фраз: «Это всего лишь игра. Лучше бы об учёбе так переживал. У других детей таких проблем нет».
2. Объясните причину спокойно и чётко: «Эту игру запретили, потому что безопасность детей важнее всего. В игре слишком много ловушек: опасные незнакомцы, траты денег и контент, который может напугать даже взрослого. Взрослые обязаны оградить детей».
3. Предложите яркую альтернативу. Сейчас ребёнку требуются значимые впечатления и физическая активность.
Что переключит его внимание:
- приготовьте вместе полноценный обед;
- посетите мастер-класс;
- сходите на каток;
- если есть снег, устройте лыжный семейный забег.
Анастасия Савина: «Цель взрослых — дать понять: "В мире и без игры есть что-то увлекательное!"».
Важно найти здоровую альтернативу игре
Когда первые эмоции улягутся, важно разобраться, что именно привлекало ребёнка в игре, и предложить ему замену.
1. Поговорите по душам. Задайте простые вопросы: «Что тебе больше всего нравилось делать в игре — строить миры, общаться с друзьями или побеждать? Что там было такого, чего не хватает в обычной жизни?»
Совет: слушайте без оценок. Ваша цель — услышать, что стояло за увлечением: жажда творчества, потребность в общении или желание чувствовать себя успешным.
2. Предложите здоровый аналог:
- Если нужно творчество, можно записать в кружок по программированию, найти онлайн-курс по моделированию или предложить вместе спроектировать что-то для дома.
- Если нужно общение, организуйте ребёнку встречу с партнёрами по игре в реальности. Можно поиграть в настольные игры или выбрать школьную активность, где ценится командная работа.
- Если нужно достижение, помогите поставить реальную цель — разучить песню на гитаре, пробежать определённую дистанцию, снять и смонтировать короткий ролик. Важно разбить цель на шаги и отмечать прогресс, как уровни в игре.
Анастасия Савина: «Если ребёнок говорит: "Roblox был моей жизнью. Теперь мне скучно", научите его справляться со скукой. Предложите ему "5 минут на идеи". Засеките время и попросите придумать три варианта занятия. Наполните базу идей и обращайтесь к ней всякий раз, когда ребёнку скучно. Это учит самостоятельности и ответственности. Избегайте фраз из серии: "Я же говорил, что игра — ерунда"».
Закрепите с ребёнком новые привычки
Важно, чтобы на смену одной игровой зависимости не пришла другая.
- Создайте сбалансированный распорядок. Помогите ребёнку структурировать день. Обязательно включите в него время для хобби, спорта и живого общения. Отдыхать нужно уметь.
- Введите традицию «цифрового отдыха». Выделите на это час-два вечером хотя бы раз в неделю. Нужно, чтобы вся семья отложила телефоны и планшеты. Это время для настольных игр, разговоров, чтения или спокойных прогулок. Такой семейный ритуал будет полезен и взрослым, и детям.
- Поддерживайте и хвалите. Отмечайте не только результат, но и старания: «Как здорово, что ты сегодня так усердно занимался математикой» или «Заметно, что твои тренировки приносят результат!». Такая поддержка укрепляет веру в себя и мотивацию. А значит, и умение понимать свои потребности и противостоять негативному влиянию.
Когда стоит обратиться к психологу
Если через месяц состояние ребёнка не улучшится, а скорее наоборот — появятся вспышки агрессии, полная апатия и отказ от всех занятий, — это может быть сигналом о более глубоких проблемах. В этом случае консультация детского психолога будет лучшей поддержкой для всей семьи.
Анастасия Савина: «В первое время ребёнок может не справляться с нахлынувшими эмоциями и реагировать резче, чем обычно. Грубые слова или несправедливые обвинения в адрес мамы и папы — не про вас (не берите на свой счёт). Это его боль, растерянность и утрата привычного мира, которые выплёскиваются на самых безопасных и близких людей».
По словам собеседницы «Рамблера», в такие моменты важно оставаться в контакте с ребёнком и мягко обозначить допустимые границы. Например, фраза может прозвучать так: «Мне неприятно и больно это слышать. Я понимаю, что ты сейчас злишься, но так говорить нельзя. Давай попробуем справиться с ситуацией вместе».
Когда вы поддерживаете ребёнка в трудный для него момент, вы помогаете ему перестраивать внутреннюю систему опоры (да, у некоторых детей Roblox был основной опорой).
Ребёнок постепенно учится выдерживать сложные чувства, регулировать эмоции и находить новые источники интереса в реальной жизни. Это непростой путь, но, если есть поддержка близких, ребёнок справится с трудностями.
Главное: как поддержать ребёнка после блокировки Roblox
Блокировка Roblox в России вызвала у многих детей сильные переживания. Для них это была не просто игра, а целый мир, где они общались, творили и поддерживали друг друга. Психолог советует родителям спокойно объяснить ребёнку причины запрета и предложить ему интересную альтернативу. Для этого важно понять, что именно привлекало ребёнка в игре.