Пора за парту: как понять, что ребёнок готов к школе

Ещё до первой школьной линейки родители водят детей на развивающие занятия. По данным Ростата, на начало 2022/2023 учебного года 7 миллионов дошкольников посещали кружки допобразования. К первому классу многие дошкольники умеют читать и писать. Но готовность к школе заключается не только в навыках чтения и письма. Не менее важна психологическая зрелость ребёнка. На что стоит обращать внимание родителям, которые решают ― отправлять ли сына или дочь в первый класс, рассказывает нейропсихолог московского Центра практической психологии Ольга Радиченко.

Пора за парту: как понять, что ребёнок готов к школе
© Рамблер

Какой нормативный акт определяет готовность детей к школе

До сентября 2023 года главным документом для дошкольного образования в России был Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Сейчас дошкольники получают знания на основании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), которая во многом дублирует ФГОС.

Исходя из ФОП ДО, к окончанию детского сада ребёнок должен уметь:

  • мыть руки;
  • чистить зубы;
  • играть в спортивные игры;
  • контролировать свои движения;
  • считать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать состав чисел в пределах 10: например, 4 — это 1 и 3.

В детсаду детей также учат звукам и буквам. При этом чёткого требования, что ребёнок должен уметь читать к первому классу, нет.

Готовность ребёнка к школе определяют три критерия

Готовность к школе предполагает набор компонентов: физических, психологических и интеллектуальных. Рассмотрим каждый отдельно.

Как оценить физическую готовность

Требований по росту и весу ребёнка для поступления в первый класс в ФОП ДО нет. Существуют общие нормы для веса и роста детей в каждом возрасте. Например, по данным Российской ассоциации эндокринологов, мальчик в 7 лет должен в среднем весить 20,0-26,4 кг, девочка ― 19,3-26,3 кг. Рост семилетнего мальчика ― 116,4-127 см, девочки ― 115,3-126,3 см.

При этом педиатры настаивают на том, что родителям стоит ориентироваться на конституцию ребёнка и оценивать его физическое развитие в сравнении с самим собой, а не с нормативами или другими детьми.

Также к физическим критериям относятся:

  • нормальное состояние слуха и зрения;
  • достаточный уровень развития крупной и мелкой моторики;
  • стабильное состояние нервной системы.

Если родители видят отклонения или сомневаются в физической готовности ребёнка к учёбе, стоит обратиться к педиатру. Он направит в случае необходимости к узкому специалисту.

Филиппинский тест поможет определить физическое развитие ребёнка

Существует множество различных экспресс-тестов на определение готовности к школьному обучению. Самый простой ― филиппинский тест. Своё название методика получила после того, как антропологи впервые применили её при обследовании группы детей на Филиппинах. Эксперимент отражает степень развития скелета и уровень созревания нервной системы.

Надо попросить дошкольника дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если ребёнок дотрагивается без усилий до верхнего края ушной раковины, тест пройден. Это означает, что полуростовой скачок ― когда с 5 до 7 лет скорость роста тела увеличивается, и конечности «обгоняют» туловище ― завершён. Ребёнок к школе готов.

Малыш до 5 лет пройти тест не сможет, поскольку руки ещё слишком короткие.

«У подобного рода тестов есть один большой недостаток. Они позволяют оценить только один из компонентов, составляющих готовность к школьному обучению, и при этом весьма поверхностно. Для формирования представлений о готовности к обучению в школе необходимо провести полноценную нейропсихологическую, психологическую и логопедическую диагностику. Нейропсихолог в процессе диагностики оценит уровень сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Психологическая диагностика покажет уровень готовности психики ребёнка к школе. Логопедическая диагностика позволит оценить состояние речевой функции. Кроме того, важно не забывать о посещении врачей для оценки физического развития. Такой комплексный подход позволяет всесторонне оценить готовность ребёнка к школе», — говорит эксперт "Рамблера".

Ольга Радиченко
Ольга РадиченкоНейропсихолог Центра практической психологии (Москва)

Как оценить психологическая готовность

К 7 годам ведущий вид деятельности меняется с игрового на учебный. Вместо желания играть у ребёнка на первый план выходит другая мотивация ― учиться и познавать. Он уже может сознательно управлять своим поведением, объясняет нейропсихолог Ольга Радиченко. Это помогает первокласснику внимательно слушать задания, выполнять их, не «выпадать» из учебного процесса, если вдруг отвлёкся.

Не менее важно, как осваивается ребёнок в классе. Для этого он должен уметь оценивать свои достижения, общаться с другими детьми, понимать свои и чужие эмоции.

Как воспитать эмоционально устойчивого ребёнка

Как оценить интеллектуальную готовность

Речь идёт о восприятии, внимании, памяти, речевом развитии, а также о том, как сформировано мышление.

На обучении будут плохо сказываться следующие особенности развития дошкольника:

  • если ребёнок с трудом запоминает новую информацию;
  • в устной речи он не способен построить или воспринять грамматические фразы;
  • не произносит какие-то звуки;
  • если ему трудно выражать свои мысли и воспринимать информацию на слух;
  • сложно устанавливать причинно-следственные связи.

Могут ли родители помочь ребёнку «дозреть»?

Родителям формировать готовность ребёнка к школе можно и нужно. Поможет в этом качественное моторное развитие. Детям с самого раннего возраста необходимо много гулять, играть в мяч, лазать, получать различные ощущения во время катания на велосипеде и роликах, скатываться с горки и преодолевать препятствия на детской площадке.

Для лёгкого перехода от беззаботной детсадовской жизни к школе очень помогает соблюдение режима. Наличие распорядка позволяет дошкольнику понять, как потом следовать школьному расписанию и распределять время и силы. Причём распорядок дня нужно начать соблюдать ещё в подготовительной группе детского сада. Всё должно быть чётко: подъём утром, завтрак, дополнительные занятия, уроки и так далее.

Также необходимо развивать социальные навыки. Научить ребёнка взаимодействию с другими легче всего в игре. Если дошкольник не посещает детский сад, родителям стоит позаботиться о том, чтобы малыш имел возможность общения со сверстниками в других местах. Для этого подойдут спортивные секции, кружки. Это поможет ребёнку научиться сотрудничать, дружить, отстаивать своё мнение.

«Чтобы ребёнок мог освоить школьные навыки, например, чтение и письмо, ему нужно иметь опыт игр с мячом, во время которых он тренируется следить взглядом за движущимся объектом. Важно, чтобы дошкольник учился удерживать позу, сидя за столом, например, во время еды или настольных игр. Нужно давать ребёнку возможность активно двигаться, рисовать и лепить из пластилина, учить его завязывать шнурки и пользоваться столовыми приборами, — объясняет Ольга Радиченко. — Давайте ребёнку самостоятельность и поощряйте его стремление к ней.Пусть он сам с вечера готовит одежду на следующий день, сам собирает вещи на прогулку, кладёт грязную одежду в корзину для белья. Будет здорово, если ребёнок начнёт помогать по дому и станет самостоятельно придумывать себе развлечения в свободное время. Это поможет ему стать более ответственным и дисциплинированным».

Полезным навыком станет умение выслушивать взрослого, не перебивая, способность подождать родителей, если того требуют обстоятельства. Родителям не стоит делать за ребёнка то, что ему под силу. Даже если это занимает чуть больше времени. Если малыш умеет сам одеваться, складывать вещи в шкаф, убирать постель — пусть это станет его зоной ответственности.

Как воспитать самостоятельного ребёнка

Что будет, если отправить ребёнка в школу раньше времени

Бывает, что ребёнок ещё не готов к школе, но его отправили учиться. Неготовый к школе семилетка будет уставать на уроках раньше, чем одноклассники. Как следствие — больше ошибок и плохих оценок, а значит — снижение мотивации.

«Если у ребёнка ещё не сформирована позиция школьника, его мотивация будет отличаться от той, которая необходима для успешного овладения школьными навыками. Он будет приходить в школу, чтобы поиграть и весело провести время, а с таким подходом объём усвоенных знаний будет отличаться от ожидаемого. Мы рискуем увидеть такую картину: ребёнок старается, тратит большое количество сил на то, чтобы что-то сделать (решить, написать, прочитать, запомнить и т.д.), а результат оставляет желать лучшего. И чем чаще такая ситуация будет повторяться, тем легче ребёнку будет сдаться и перестать вкладывать так много сил в попытки овладеть материалом», — поясняет эксперт.

7 правил развития дисциплины у детей